В залах петербургского Союза художников работает региональная выставка «Санкт-Петербург»

Она представляет произведения более тысячи авторов, созданные преимущественно за последние пять лет (16+).

В залах петербургского Союза художников работает региональная выставка «Санкт-Петербург» | Ирина Яблочкина. Гобелен «Осень»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ирина Яблочкина. Гобелен «Осень»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В день вернисажа в вестибюле дома на Большой Морской, 38, занимаемого Союзом художников, спросил у давнего знакомого музейщика, на чьи работы идти смотреть в первую очередь. Он ответил, не задумываясь: иди в самый дальний зал, посмотри на картину Ирины Бирули. Действительно, ее «Портрет старого фонаря» — целая история в миниатюре. На картине изображена старая керосиновая лампа, модель «летучая мышь». Но горит ярко… Холст помещен в раму, скрепленную по углам бечевками и снабженную ручкой, чтобы картину было удобнее переносить с места на место. Эта небольшая метафорическая работа заставляет задуматься о судьбе людей и назначении вещей, о востребованности художника, его путях и миссии.

Выставка Санкт-Петербург2_Пр.jpg
Ирина Бируля. «Портрет старого фонаря»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Забегая вперед, замечу, что таких скромных по форме, но глубоких по содержанию картин на выставке немного.

Но сначала о том, что такое выставочный проект «Санкт-Петербург», для тех, кто не отслеживает жизнь Союза художников. В 1960 – 1980‑е годы в РСФСР существовала традиция больших выставок в регионах, по итогам которых отбирались работы для показа один раз в 4 – 5 лет на общероссийской выставке в Москве. В нынешнем году эту традицию решено возобновить, чтобы в 2024‑м показать в столице лучшее.

Вероятно, «отборочным» обстоятельством продиктовано такое огромное количество представленных работ. Для публики оно, может, и лучше: вот вам моментальная фотография состояния петербургского изобразительного искусства в исполнении членов Союза художников.

На мой вопрос о том, какие темы волнуют живописцев, искусствовед Мария Фомина ответила, что доминирует созерцательно радостный взгляд на мир, образы наших современников, сюжеты, посвященные Великой Отечественной войне и человеку в экстремальных обстоятельствах. И тут же добавила: «петербургские художники-графики подтвердили свой мировой уровень, работая во всех ручных и печатных техниках».

Меняю привычный маршрут, который на подобных выставках начинается с живописи, иду к графикам. Это живой разнообразный показ. Точный по настроению петербургский зимний пейзаж Андрея Ветрогонского «Осторожно, сосульки», яркий экспрессионистичный «Портрет Вани Шевченко, актера Театра им. Ленсовета» Дарьи Коллеговой, прозрачный акварельный «Натюрморт с арбузом» Елены Базановой, серия фотографий (фотохудожники входят в графическую секцию) «Город» Елены Боровко, которая поймала дневное разведение Троицкого моста и показала необычные выразительные ракурсы неувядающего стиля модерн. Это, что называется, первые впечатления, зритель найдет у графиков еще много интересного.

Возвращаясь в залы живописи, услышал несколько разговоров: живописцы, от которых всегда ждут откровений, как‑то скучноваты. Сделал два круга, рассматривая картины, и действительно, глаз задержался всего дважды — на «Портрете военного летчика Николая Базанова» кисти Андрея Базанова и на «Портрете художника Алексея Перепелкина», созданном Ильей Зорькиным.

Из скульптуры, как мемориальной, так и декоративной, ничего не врезалось в память. Что тогда удивляться слабости работ, подаваемых на городские конкурсы проектов памятников? О тех, что установлены без конкурсов, и говорить не приходится.

Отдушиной стали работы мастеров декоративного искусства. Гобелен Ирины Яблочкиной «Осень» выполнен в двух техниках — ткачество и «обматывание», когда каждая синтетическая нить обматывается нитью шерстяной. Эта техника, аналогичная «канители», используемой в ювелирном искусстве, здесь дает образ ветреного петербургского неба. «Башмаки художника» керамиста Екатерины Никоновой из шамота, «испачканного» красками, стали точным образом творца, который должен преодолевать трудности и невзгоды. Если ему досталась каменная обувь, значит, нужно носить ее.

В день вернисажа коллеги и публика приветствовали Валентину Анопову, юбиляра 2023 года, старейшину ленинградских-петербургских монументалистов. Она получила медаль Союза художников «Духовность. Традиции. Мастерство» и представила свою новую работу — проект панно «Книга — пища духовная» для брандмауэра дома № 95 по проспекту Обуховской Обороны.

Выставка открыта по 3 декабря.


#выставка #художники #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7551) от 24.11.2023 под заголовком «Невская «канитель» и башмаки из глины».


Комментарии