В восточной кордегардии Михайловского замка открылась выставка «Внутренняя книга»
В восточной кордегардии Михайловского замка (Инженерная улица, 10) открылась выставка «Внутренняя книга» художников Трауготов — отца и двух его сыновей — Георгия, Александра и Валерия, которые использовали коллективное имя «Г. А. В. Траугот».
Александр Траугот. «Без названия» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Этот проект завершает программу, посвященную «последнему из могикан» Александру Трауготу, которому минувшим летом исполнилось 90 лет. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Микаэл Давтян, куратор выставки, сотрудник Русского музея, он ни в коем случае не стремился делать ретроспективу, подводить итоги. Поэтому в названия выставки нет ничего юбилейного, найдена живая формула из Марселя Пруста. «Внутренняя книга» Трауготов, как и у французского романиста, это способ видеть и воспринимать окружающий мир особым, только им присущим способом.
По словам Наталии Козыревой, заведующей отделом рисунка ГРМ, Трауготы — цельные литературоцентричные художники. В их творчестве трудно разделить «прикладные» иллюстрации и станковые произведения. И это главное отличительное качество этих творцов.
С разрешения Александра Георгиевича Траугота, куратор подробно ознакомился с его архивом, который бережно хранится в мастерской художника. И отобрал около 250 произведений. Прежде всего это эскизы иллюстраций к двадцати книгам, в том числе неизданным. Они сделаны тушью и акварелью и создавались братьями вместе. Картины и станковая графика разных лет, начиная с конца 1940‑х годов до 2021‑го, принадлежит в основном Александру. Как и декоративные предметы из фарфора, изготовленные по его эскизам в последнее время. Большинство произведений «Внутренней книги» неизвестны широкой публике.
Выставка начинается с рисунков Александра, сделанных в 1940‑е годы в цирке. В то время он часто бывал на представлениях, дружил с артистами. Возможно, оттуда интерес к миру сказки, который сделает Трауготов классиками иллюстрации, сочетающей мастерское владение цветом и техникой быстрого рисунка. Многим поколениям читателей знакомы книги «Стойкий оловянный солдатик» и «Новое платье короля» Ханса Кристиана Андерсена, «Синяя птица» Мориса Метерлинка, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова… С ними резко контрастируют иллюстрации к драматическому рассказу Александра Куприна «Изумруд».
Почетное место на выставке занимают эскизы иллюстраций к книге «Подарок. Рассказ о том, как мне подарили краски». Автор текста — Лев Мочалов, историк послевоенного ленинградского искусства, многолетний сотрудник Русского музея.
Среди иллюстраций к нереализованным изданиям — сборник «Цирк» Самуила Маршака и пьеса Михаила Кузмина «Вторник Мэри», а также разрезная книга «Веселые клоуны». Две половины таких книг можно было листать независимо друг от друга. Это был интерактив 1950‑х годов для создания собственных читательских вариантов картинок. Выставку завершают трепетные и изысканные эскизы к Евангелию от Луки, не вошедшие в книгу, изданную в 2021 году.
Придя на вернисаж, Александр Траугот признался, что полностью доверил куратору все подготовительную работу. А посмотрев выставку, заметил: «Пока удивляешься, до тех пор живешь. Иногда удивляюсь даже собственным работам». И добавил, что создание иллюстраций — это диалог с автором текста, как с близким другом. С которым можно не соглашаться. Например, Траугот не считает, что князь Мышкин в романе Федора Достоевского «Идиот» — персонаж наивный. Он, скорее, пседвонаивный. Создавая иллюстрации к «Снежной королеве», художники всеми способами стремились уменьшить изображения злых сил, которых много у Андерсена.
Сейчас Траугот работает над «Реквиемом» Анны Ахматовой, ища, как языком рисунка выразить строку «Хотелось бы всех поименно назвать…». Спрашивать о секретах долголетия теперь не принято. Художник сам ответил на незаданный вопрос: «Работаю ежедневно. Это большая радость — жизнь. Это дар. Как художник, пытаюсь Его благодарить за этот дар».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7091) от 19.01.2022 под заголовком «Диалог с жизнью».
Комментарии