В Петербурге открылась выставка о доходных домах

Какие только метаморфозы не претерпевало крошечное выставочное пространство музея «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке! Нынче, открыв двери, я оказался как будто в парадном весьма состоятельного доходного дома. Под ногами — бело-голубая метлахская плитка, в углу — камин. Не хватает только стойки для галош и швейцара…

В Петербурге открылась выставка о доходных домах | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Выставка «Город за фасадом», как отмечает ее куратор Елена Мненкова, отвечает тому немалому интересу, который нынче испытывают петербуржцы и гости города к изнанке старинных домов. К парадным и черным лестницам, витражам, каминам, интерьерам квартир, лабиринтам проходных дворов…

В архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, как ни странно, почти нет снимков начала ХХ века, запечатлевших интерьеры квартир и парадных столичных доходных домов, — отмечает Мненкова. — Наверное, фотографы не видели в этом ничего особенного. Нам приходилось собирать такие кадры буквально по крупицам.

Впрочем, не стоит испытывать особенных иллюзий по поводу доходных домов эпохи «блистательного Санкт-Петербурга». Почти всегда, за очень редким исключением, импозантный парадный фасад соседствовал с унылыми дворами-колодцами, а «барские хоромы» второго и третьего этажей — с бедными и тесными квартирами в мансарде.

Создатели экспозиции попытались воссоздать образ непарадной части дома с помощью инсталляций «Чердак» и «Двор». Часть выставочного пространства занимает внушительных размеров декорация пятиэтажного дома, который, кстати, имеет точный прототип: это здание на углу Кронверкского проспекта и улицы Лизы Чайкиной. Чердак, как самое неформальное место, стал игровой зоной: здесь будут проходить мастер-классы и детские занятия.

Вообще же выставка рассказывает о доходном доме от момента начала его строительства до заселения жильцов.

Когда объявляли конкурсы на постройку очередного дома, архитекторы предлагали свои эскизные проекты под броскими девизами. Но не для того, чтобы, как сегодня, дать броское рекламное название, а чтобы, наоборот, не афишировать свое имя, не давить на жюри своим авторитетом, — поясняет Мненкова.

К примеру, проекты, поступившие в 1905 году на конкурс доходного дома Петерсена на Лиговском проспекте, назывались следующим образом: «Единица», «Попытка не пытка», «Между делом», «Лилия», «Одуванчик». В результате победил проект под названием «Кошки в круге», о чем свидетельствует представленная на выставке квитанция Императорского общества архитекторов.

Еще один любопытный экспонат — витраж из дома на Верейской улице.

Мы его вынули прямо из межкомнатных дверей, выброшенных во время ремонта за ненадобностью, — пояснила Мненкова. — Витраж был отреставрирован в Академии имени Штиглица и стал экспонатом нашего музея.

Впрочем, что касается внутренней отделки доходных домов, то, собственно говоря, она была делом уже не столь эксклюзивным, как фасад. Печи, камины, витражи заказывали по специальным каталогам. Другое дело, что выбор был весьма велик, а предложенные образцы вовсе не относились к дешевому ширпотребу. И, разумеется, уровень отделки диктовался вкусами и финансовыми возможностями заказчика — владельца доходного дома.

То же самое относится и к пресловутым дворам-колодцам. Происхождение их вполне понятно: земельный участок застраивали максимально плотно, чтобы квартир для сдачи внаем было как можно больше. Но были и счастливые исключения, о чем свидетельствуют фотографии на выставке: в начале ХХ века пытались создавать большие озелененные дворы, настоящие «города-сады» в миниатюре.


#выставка #экспозиция #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7090) от 18.01.2022 под заголовком ««Одуванчик» не вырос на Лиговке».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?