В Кунсткамере откроется выставка к 350‑летию со дня рождения Петра I

В начале лета-2022 в Музее антропологии и этнографии РАН откроется постоянная экспозиция «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний». Событие приурочено к 350‑летию со дня рождения Петра I. Календарь на сайте музея начал отсчет времени до запуска проекта.

В Кунсткамере откроется выставка к 350‑летию со дня рождения Петра I | ФОТО Википедии / Ad Meskens / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / Ad Meskens / CC BY-SA 4.0

Сам проект, правда, в общих чертах, был представлен журналистам на пресс-конференции в ТАСС. Она проходила в режиме онлайн, но вещание велось из знаменитой башни Кунсткамеры, где и будет развернута экспозиция.

Директор музея Андрей Головнев говорил о том, что Петр заложил основу архитектуры и идеи Кунсткамеры как дворца знаний. С тех пор многое изменилось. Организаторы экспозиции руководствовались целью вернуть, насколько это возможно, башне Кунсткамеры дух и облик, задуманные основателем музея.

Известно, что Петр создавал ее как музей-энциклопедию, где соединены начала всех наук: от астрономии — знаменитый Готторпский глобус, анатомии — Анатомический театр с коллекцией Рюйша, до истории самопознания России. Пристрастие к науке было частью интеллектуальной политики Петра. В этом смысле Кунсткамера — памятник самой успешной российской модернизации, академический музей, которому дивилась Европа.

Новая экспозиция должна возродить в историческом здании XVIII века атмосферу петровской Кунсткамеры.

Дизайнер проекта Денис Куканов рассказал, как создавался облик экспозиции. Задачей было сохранить баланс традиций и новизны. Изменения затронут два первых этажа башни. В Круглом зале перед посетителями предстанут экспонаты из ранних коллекций. Героями экспозиции выступят выдающиеся деятели зарождавшейся в XVIII веке российской науки, начиная с Петра.

В галерее второго этажа разместятся предметы из коллекций, собранных во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий.

Как обещает главный хранитель фондов музея Наталья Копанева, публика увидит предметы, никогда прежде не покидавшие фондов Кунсткамеры. Несколько из них показали журналистам. На столе лежало медное ядро, присланное Петром для музейной экспозиции из‑под Дербента. Оно связано с Персидским походом 1722 — 1723 годов. Бутылка со шведским порохом — один из трофеев шведской войны 1610 — 1615 годов: с точки зрения императора, она тоже достойна храниться в музее. Рядом реплика гипсовой посмертной маски Петра. Ее сделали 28 января 1725 года, на третьи сутки после смерти царя, Бартоломео Растрелли с двумя помощниками в присутствии Екатерины I, Александра Меншикова и нескольких приближенных. Еще один раритет — посмертная гипсовая маска Карла XII. Их сохранилось всего две: одна в Швеции, другая в Кунсткамере.

Открытие новой экспозиции не единственное мероприятие музея в честь 350‑летия Петра Великого. Планируются выставки к дню его рождения и дате принятия им титула императора.


#выставка #экспозиция #Петр I #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7090) от 18.01.2022 под заголовком «Кунсткамера как башня знаний».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?