В Военно-медицинском музее открылась выставка «Пандемия 20/21»
Пандемия еще не кончилась, а музейщики уже собирают артефакты, чтобы запечатлеть эпоху для потомков. Впрочем, так и должно быть: летопись настоящего времени нужно сохранять, как говорится, «здесь и сейчас», не дожидаясь, пока она станет воспоминанием. Именно так поступили в Военно-медицинском музее, открыв выставку «Пандемия 20/21».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Мы храним свидетельства разных веков, отражающие историю борьбы с эпидемиями, поэтому еще летом прошлого года начали сбор материалов о нынешней. Бросили клич в Интернете, люди откликнулись. Что-то нам приносили, присылали, какие-то материалы мы искали сами, – рассказала куратор проекта «Артефакты пандемии» Карина Назанян.
Выставка условно делится на две части: в одной – мир пациента, в другой – врача. А объединяют их весьма необычные композиции петербургского художника Андрея Сазонова, создающего скульптуры из металлолома. Материал для своих произведений он находит на свалках, обращая особое внимание на пружины, шестеренки, различные механизмы. После дизайнерской «хирургии» они превращаются в художественные объекты. На выставке таковых несколько: «коронавирус», «инкубационный период», «забор биоматерилов», «обсервация», «самоизоляция», «вакцинация».
Весной прошлого года, когда в нашу жизнь ворвалось совершенно новое понятие – самоизоляция, многим стало понятно, что мы становимся свидетелями события, требующего фиксации и осмысления. Преподаватель Пермского национального исследовательского политехнического университета Василий Шадрин, историк по образованию, стал вести на своей страничке в соцсетях своего рода «дневник самоизоляции», размещая там свои карикатуры и дополняя новостной лентой. В результате получилось любопытное свидетельство эпохи, представленное на выставке.
По словам коллег, по жизни Шадрин был оптимистом, да и его рисунки свидетельствуют именно об этом. Почему был? Он скончался от ковида в ноябре прошлого года, не дожив месяца до 42-летия. Теперь его дневник – дань памяти этому человеку и тысячам других людей, не переживших пандемию.
Среди экспонатов – серия зарисовок студентки петербургской Академии художеств Надежды Фастуновой, сделанных в метро. По ее словам, делает она их уже давно, ведь общественный транспорт – неисчерпаемый кладезь различных образов. Тем более в таких экстремальных условиях, которые наступили весной прошлого года. Это своего рода документальные заметки, в которых медицинская маска становится символом отрешенности и молчания.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (6869) от 24.02.2021 под заголовком «Артефакты пандемии».
Комментарии