В Эрмитаже открылась выставка об образе Психеи в литературе

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка «Психея, душенька...». Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму». Психея – в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания. Или просто – бабочка. Так тоже можно перевести ее имя.

В Эрмитаже открылась выставка об образе Психеи в литературе | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В литературе самый известный сюжет о Психее принадлежит перу Апулея – древнеримского поэта, писателя, философа, автора знаменитых «Метаморфоз». Именно его «читал охотно» юный Александр Пушкин. Именно благодаря ему получила известность история Амура и Психеи, лукавого бога и смертной красавицы. В этой сказке есть все – и очаровательно любопытная героиня, и завистливые сестры, и страшные испытания, и счастливый финал. Если совсем кратко, то Амур, пленившись красотой Психеи, сделал ее своей возлюбленной. С тем, однако, условием, чтобы она никогда не видела его лица. Девушка не удержалась, зажгла среди ночи светильник и не заметила, как капля горячего масла упала на кожу спящего бога. Само собой, тот разгневался. Его мать Венера давно искала случай отомстить непозволительно прекрасной невестке. Психее пришлось пережить множество испытаний, она даже спустилась в царство Аида, но вернулась оттуда и была вознесена на Олимп, став Амуру законной супругой.

Ее история вдохновляла поэтов, скульпторов и художников на протяжении многих столетий. Выставка в Эрмитаже – именно об этом. Точка отсчета – роман Апулея. Центральный экспонат - статуя Антонио Кановы «Амур и Психея» (из собрания Эрмитажа). Мраморная Психея вкладывает в руки любимому бабочку – свою душу. И в этом – суть экспозиции, представляющей вниманию зрителей самые изящные, тонкие, нежные произведения. Напоминающей о хрупкой красоте человеческой души. И о том, что именно искусство помогает нашу душу сохранить, проникнуть в ее глубины, поделиться ею.

Для того чтобы обрадоваться многочисленным смыслам и нюансам этой выставки, нужно как минимум быть знакомым с сюжетом сказки Апулея. Как максимум – перечитать еще и «Душеньку» Ипполита Федоровича Богдановича, снискавшую в свое время одобрение основательницы Эрмитажа Екатерины Великой. В ней история Амура и Психеи обретает неожиданно наивное, почти лубочное очарование, среди ее персонажей появляются Кащей и Змей Горыныч, героине помогают щука и дуб.

На выставке представлены иллюстрации, выполненные к этой сказке Федором Толстым (их предоставила Третьяковская галерея). Это очень подробные изысканные рисунки, которые художник «придумал в своей голове, сообразуясь со своим вкусом и вкусом великой древности». Самый известный из них и единственный существующий не только в черно-белом, но и цветном варианте, – «Душенька любуется собою в зеркало» (зеркала умножают образ красавицы, свежестью и прелестью не уступающей живым цветам). Далее следуют виды волшебного дворца и садов неведомого супруга Душеньки, подземного царства Плутона, а также эпизоды, в которых героиня безуспешно пытается покончить с собой, ее «подвиги», совершенные по приказу Венеры и во имя любви... Каждую из картинок можно рассматривать долго.

А затем стоит обратить внимание на предметы в витринах. Среди них есть те, что могли пригодиться Душеньке-Психее. Это античная монета – обол, которой она должна была заплатить за переправу через Стикс. Это керамическая коробочка, созданная на мануфактуре Веджвуда и украшенная изображением Психеи (в такой Душенька могла нести Венере «красоту» из подземного царства). Это маленькое настольное зеркало-псише, закрепленное на подвижной дужке (такие в ходу и сегодня). При свечах отражение в нем трепетало, подобно крыльям бабочки, отсюда и возникло название.

Кураторы постарались проследить развитие образа Психеи от античности до просвещенного XIX столетия. Они предлагают вниманию посетителей серьги с изображением Эрота, прижимающего к груди бабочку, и перстни, на которых Психея изображена в виде девушки с крыльями, терракотовые фигурки влюбленных, камеи и инталии, отражающие представления древних греков и римлян об отношениях бога любви и человеческой души. Далее следуют творения европейских мастеров с теми же героями – итальянские камеи, лиможские эмали, гравюры, фигурки из слоновой кости и фарфора, часы, украшенные фигурами Амура и его возлюбленной...

#выставка #Эрмитаж #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (6865) от 16.02.2021 под заголовком «Психея идет сквозь века».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?