В Военно-историческом музее артиллерии открылась выставка о Сергиевском соборе

В Военно-историческом музее артиллерии открылась выставка «Окормляя русскую артиллерию», посвященная Сергиевскому собору, что стоял на углу бывшей Сергиевской (ныне улица Чайковского) и Литейного проспекта. В нынешнем году со времени постройки этого храма исполнилось 220 лет. Он был возведен в 1796 – 1800 годах по проекту архитектора Федора Демерцова на средства Артиллерийского ведомства и освящен во имя Сергия Радонежского.

В Военно-историческом музее артиллерии открылась выставка о Сергиевском соборе | ФОТО Википедия

ФОТО Википедия

В 1803 году он получил статус собора «всей российской артиллерии» и до самой революции являлся одним из крупнейших в Петербурге воинских храмов. Многие артиллеристы здесь крестились, присягали на верность царю и Отечеству, венчались, тут их провожали в последний путь. В то же время храм был и приходским. Так, в 1832 году Пушкин крестил в нем свою старшую дочь Марию.

На выставке можно увидеть документы из музеев и архивов города, многие из которых представлены впервые. Среди экспонатов – рапорт на имя инспектора всей артиллерии Петра Мелиссино о пожертвовании графом Платоном Зубовым суммы на строительство церкви, благословение на постройку каменного храма от обер-священника армии и флота Павла Озерецковского, чертежи собора. Можно увидеть также фрагменты из переписки митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского Амвросия (Подобедова) с военным министром графом Алексеем Аракчеевым о штатах собора.

Во время революции и Гражданской войны храм оставался действующим, в 1922 году он пострадал в процессе реквизиции церковных ценностей, но продолжал оставаться открытым вплоть до 1932 года. Само здание было признано памятником архитектуры XVIII века, даже существовали проекты реставрации, однако это не спасло его от разрушения.

В экспозиции представлено постановление президиума облисполкома от 31 мая 1932 года «О ликвидации Сергиевского собора, находящегося на ул. Чайковского в городе Ленинграде», переписка государственных учреждений о ликвидации Сергиевского собора, макет здания ОГПУ-НКВД.

Храм был уничтожен в 1934 году: сначала его закрыли, передали на баланс строительного управления ОГПУ, а позже он был частично разобран. Редкие экспонаты – две практически чудом уцелевшие иконы праздничного ряда иконостаса Сергиевского собора, относящиеся к концу XVIII века. После закрытия храма они как особо ценные поступили в Русский музей.

Фундаменты и несущие стены храма были использованы для сооружения по проекту архитектора Иннокентия Безпалова административного здания, которое в 1930-е годы именовалось «Дом пропусков ОГПУ/НКВД». Кстати, в советское время часть помещений в нем занимало Центральное адресное бюро, где находились картотеки с «установочными сведениями» (ФИО, паспортные данные, место работы) жителей, прописанных в Ленинграде. Всех без исключения.

Кстати, о том, что на этом месте был Сергиевский собор, напоминает ныне мемориальная доска на фасаде здания, установленная в 2008 году.

#выставка #история #артиллерия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6811) от 23.11.2020 под заголовком «Артиллеристы и чекисты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?