В Петербурге открылась выставка к 75-летию начала Нюрнбергского процесса

В Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте открылась выставка «Эпилог: к 75-летию начала Нюрнбергского процесса». В экспозиции – книги, газетные материалы, воспоминания очевидцев. ТАСС и Международный Красный Крест представили фотографии с процесса, а фонд памяти Александра Печерского (советского офицера, поднявшего восстание в нацистском лагере смерти Собибор в 1943-м) – пишущую машинку «Эрика» с русскими буквами – одну из тех, на которых распечатывали стенограммы советские машинистки.

В Петербурге открылась выставка к 75-летию начала Нюрнбергского процесса | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Советская сторона предлагала выбрать местом трибунала Берлин, но город был слишком разрушен. В Нюрнберге же, несмотря на бомбардировки союзников, сохранился нетронутым огромный Дворец юстиции. Ирония истории: лидеров рейха судили в том городе, где, по сути, и сформировалась нацистская идеология и шесть лет проходили съезды национал-социалистической партии.

– Есть две крайние точки зрения на Нюрнберг, – отмечает куратор выставки Дмитрий Гусаров. – Первая: суд победителей по определению не может быть справедливым, поскольку все равно наказаны будут побежденные. Ее сторонником был премьер-министр Ирландии Имон де Валера, который еще тогда, в 1946 году, говорил, что казнь 12 осужденных – большая ошибка. Другая крайность: мол, наоборот, осудили далеко не всех. Конечно, сумятицу внес Черчилль своей Фултонской речью, ставшей отправной точкой холодной войны. Уже тогда заговорили, что у союзников нет единства.

На выставке представлены, главным образом, книги, посвященные самым разным сторонам процесса. Например, «В конце концов. Нюрнбергские дневники» писателя Бориса Полевого и фундаментальный «СССР и Нюрнбергский процесс», в котором тщательно подобраны документы, освещающие участие каждой из стран-участниц. Любопытны воспоминания и дневники судей и прокуроров трибунала. Так, в экспозиции можно увидеть мемуары помощника главного обвинителя от СССР профессора Марка Рагинского «Нюрнберг: перед судом истории», а также обвинителя от США Тейлора Телфорда The Anatomy of the Nuremberg Trials на английском языке.

У всех обвиняемых, как и положено на суде, были защитники. Ими стали немецкие адвокаты, поскольку никто из стран антигитлеровской коалиции не захотел защищать нацистских преступников. Отстаивая интересы подсудимых, они парировали обвинения в военных преступлениях тем, что страны – участницы антигитлеровской коалиции также прибегали к негуманным способам ведения войны. К примеру, адвокатам гросс-адмирала Эриха Редера удалось отбить обвинение, что он намеренно топил гражданские суда: адвокаты сумели доказать, что к началу Второй мировой войны вооруженными в той или иной степени были все суда мира (в том числе торговые и пассажирские), а флот союзников также топил гражданские суда Германии.

На выставке представлены европейские газеты, освещавшие процесс. «Юридическая комедия продолжается...» – так отозвалась французская Soir 4 октября 1946 года на известие об оправдании на процессе трех обвиняемых. Это были пропагандист Ганс Фриче, дипломат Франц фон Папен и рейхсминистр экономики Ялмар Шахт. Советская пресса публиковала собранные по всей стране коллективные «письма неодобрения» от лица немецких военнопленных, возмущенных этим решением суда.

Ганс Фриче, высокопоставленный чиновник геббельсовского министерства пропаганды, до последних дней рейха пытавшийся поднимать его боевой дух, был оправдан по всем трем пунктам обвинения: суд счел, что он не призывал к преступлениям против человечности, не участвовал в военных преступлениях и заговорах с целью захвата власти. Ялмар Шахт был одним из главных организаторов военной экономики нацистской Германии. Однако в 1941 году он выступил против войны с СССР, а в 1944-м был причастен к покушению на Гитлера, в результате чего попал в концлагерь.

Впрочем, все трое, освобожденные от ответственности Нюрнбергским трибуном, вскоре были осуждены за другие преступления комиссией по денацификации и получили реальные сроки заключения...

Документы, представленные на выставке, показывают: решения Нюрнбергского процесса порой оставляют чувство недосказанности. К примеру, вермахт в отличие от СС не был признан преступной организацией, поскольку не было найдено подкрепляющих фактов того, что вооруженные силы Германии участвовали в заговоре против мира и человечности.

– Парадокс: процесс состоялся, решения были приняты, – говорит куратор выставки Дмитрий Гусаров, – но сегодня мы понимаем, что финальная точка в осуждении преступлений нацизма не поставлена до сих пор.

#выставка #история #РНБ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6808) от 18.11.2020 под заголовком «Недосказанный Нюрнберг».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?