В вихре медных звуков. В Петербурге прошел фестиваль духовой музыки «Брасс-Осень»

В связи с пандемией выступления музыкантов можно было увидеть как очно, так и в рамках прямой трансляции, а зарубежные коллективы приняли участие в мероприятии в режиме онлайн.

В вихре медных звуков. В Петербурге прошел фестиваль духовой музыки «Брасс-Осень» | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Брасс-осень»

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Брасс-осень»

В следующем году «Брасс-осень» отметит свое совершеннолетие – фестивалю духовой музыки исполнится уже восемнадцать лет. Солидный возраст для мероприятия, которое, казалось бы, может быть интересно только узким специалистам и ценителям брасс-музыки, которых в нашей стране пока не так уж и много. Впрочем, в 2003 году музыкантам-энтузиастам во главе с композитором Ириной Вакуленко, очевидно, так не показалось. На свой страх и риск они решили пригласить в Петербург лучших исполнителей на духовых инструментах и так отметить 300-летие любимого города.

Оказалось, что городу на Неве очень идут теплые звуки медных духовых инструментов, а брасс-музыканты из разных стран мира готовы преодолевать тысячи километров, чтобы сыграть в наших красивейших концертных залах. Фестиваль, появление которого, по словам самих организаторов, было настоящей авантюрой, стал ежегодным событием. И что самое удивительное: избалованные хорошей классической музыкой и обилием именитых фестивалей петербуржцы уже семнадцать лет подряд приходят на «Брасс-осень», чтобы оценить мастерство трубачей.

Возможно, дело в генетической памяти? В какой-то степени русская духовая музыка родилась именно в Северной столице. Петр I, который, кажется, стоял у истоков всего в нашем государстве, причастен и к появлению первых в России духовых оркестров. Именно благодаря Петру рожок в армии заменили на трубу (их в качестве военных трофеев брали у поверженных армий), а пленные шведы учили наших солдат играть на новых музыкальных инструментах. Более того, император повелел, чтобы при каждом российском полку был свой оркестр, а у каждого военного оркестра был свой марш.

Б-Б 6.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Брасс-осень»

Из уважения к неутомимому Петру на концертах фестиваля «Брасс-осень» всегда звучат старинные русские военные марши. Но вместе с ними звучит джаз и классика, музыка эпохи барокко и популярные песни советской эстрады, мелодии из голливудских кинофильмов и бродвейских мюзиклов, фанк и даже рэп. Мозаика из самых разных музыкальных жанров, стилей и исторических эпох в вихре медных звуков – главная отличительная черта этого осеннего фестиваля.

Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в порядок проведения «Брасс-осени» в нынешнем году. Зрителям впервые была предоставлена возможность увидеть выступления музыкантов в формате прямой трансляции (впрочем, нашлись смельчаки, которые пришли в зрительные залы). Зарубежные коллеги приняли участие в фестивале в формате онлайн. Но, как заметила в своей приветственной речи художественный руководитель фестиваля Ирина Вакуленко, на настроении участников это нисколько не отразилось, ведь трубачи заряжают и себя, и всех окружающих «позитивной вибрацией» и легким, радостным отношением к жизни.

Первый концерт фестиваля «Четыре столетия в XXI веке» прошел 10 октября в Зеркальном зале Дворца Белосельских-Белозерских. В нем приняли участие петербургские коллективы CITY MUSIC BAND и STUKOV BAND, а также североамериканский SMOKY MOUNTAIN BRASS QUINTET. Как понятно из названия, концерт предлагал своим зрителям послушать музыку сразу четырех веков. В начале «музыкального путешествия» CITY MUSIC BAND исполнил композиции Клаудио Монтеверди и Джованни Гастольди, созданные в Италии на рубеже XVI-XVII веков. Затем в исполнении этого коллектива прозвучала музыка Вивальди, И.-С. Баха, Пёрселла, Арбана, Бриччальди, а также «Артист эстрады» Джоплина, «Голубая луна» Роджерса и композиции голливудского композитора Лью Поллака. За традиционный американский джаз «отвечал» на этом концерте российский STUKOV BAND, который развлек публику зажигательным диксилендом.

Зарубежные коллеги наших музыкантов записали для петербургских зрителей несколько видеообращений, в которых они признались в любви к Петербургу и выразили надежду на очную встречу в 2021 году. А пока в формате онлайн SMOKY MOUNTAIN BRASS QUINTET (коллектив профессоров-музыкантов из университетов разных штатов) исполнил несколько композиций: от «Канцоны» одного из создателей немецкой органной школы Самуэля Штейдта до «Квинтета» Майкла Кеймена – известного американского актера, музыканта, продюсера и композитора (с его именем связано создание таких фильмов, как «Горец», «Люди Икс», «Робин Губ. Принц воров» и «Крепкий орешек»).

Б-б 1.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Брасс-осень»

12 октября в Большом зале Государственной академической капеллы состоялся концерт «Романтика классики и джаза». Его также начали музыканты из CITY MUSIC BAND, сыграв сразу несколько авторских композиций Ирины Вакуленко, а затем исполнив хиты джазовой классики. Участие американских коллег было представлено видеозаписями-воспоминаниями нескольких выступлений, что прошли в Петербурге в этом же зале на Мойке ровно год тому назад.

Зато в нынешнем году в фестивале «Брасс-осень» впервые приняли участие (конечно, в формате онлайн) музыканты из Аргентины, познакомив петербургскую публику с чилийским народным танцем «Куэка». А завершили концерт российские музыканты в форме: в исполнении Военного оркестра войсковой части 5402 Национальной гвардии РФ прозвучали старинные «Саратовский», «Егерский», «Чернецкий» и «Преображенский» марши, «На невских берегах», а также «Славься!» Михаила Глинки.

В рамках фестиваля в Концертном зале РНБ на Фонтанке традиционно прошел мастер-класс для учеников музыкальных школ, студентов и начинающих брасс- исполнителей. Его провели профессора американских университетов по классу трубы Пол Брэдли Ульрих (Западная Каролина) и Эрик Йетс (Алабама), неоднократного принимавшие участие в «Брасс-осени» в предыдущие годы. В этот раз специалисты записали и представили детальный разбор двух известных сочинений для трубы: «Концертного этюда» Гедике и «Каприччио»  Эжена Бозза. По итогам мастер-класса состоялся отчетный концерт молодых петербургских музыкантов.


ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Брасс-осень»

Завершилась «Брасс-осень» 18 октября в Театре Эстрады им. А. Райкина шоу- программой «Кроссовер фэнтези. Смышленые коты». Впрочем, сами организаторы называют происходившее на сцене концертной программой в жанре инструментального театра. Это музыкально-сценическая история (с детективно-романтическим сюжетом), главные герои которой – ожившие скульптуры котов и львов из Петербурга, Милана и Нью-Йорка. Они «общаются» на своем особом музыкальном языке, влюбляются, путешествуют по миру, а сопровождает все это действие рэп, миманс и видеоарт.

Автором сценария, музыки и аранжировок мировых хитов, звучащих в программе (самые узнаваемые – это композиции My Way, Americano, Mona Lisa, Samba Di Janero, знаменитые темы Вивальди и Монтеверди) выступила Ирина Вакуленко, а хореографом и постановщиком – артист Театра музыкальной комедии Кирилл Дроздов.

Музыкальное разнообразие – не единственная отличительная черта прошедшего фестиваля. Все эти годы «Брасс-осень» остается мероприятием демократичным, в первую очередь адресованным обычным зрителям, порой довольно далеким от мира музыки. А это дает возможность самой широкой аудитории познакомиться с уникальным, но все же не самым популярным в нашей стране инструментом – трубой, способной создавать и зажигательные джазовые композиции, и мощные звуки военного марша, и самые нежные мелодии.

#концерт #театр #музыка

Комментарии