В ТЮЗе представили премьеру по пьесе Горького «Мещане»

В ТЮЗе им. А. А. Брянцева показали премьеру по пьесе Максима Горького «Мещане».

В ТЮЗе представили премьеру по пьесе Горького «Мещане» | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Режиссер-постановщик и сценограф Елизавета Бондарь превратила написанную в 1901 году горьковскую пьесу в ироничное повествование о русских обывателях постиндустриального общества XXI века.

В 1966 году в БДТ увидел свет знаменитый спектакль Георгия Товстоногова. А потом про «Мещан» вспомнили только в 2018-м: в Театре на Васильевском режиссер Владимир Туманов поставил резонансную депрессивную драму с подзаголовком «Сцены» по радикально сокращенному тексту пьесы.

ТЮЗовскую премьеру вместо марта показали в сентябре по понятным причинам. Репетиции и прогоны на пустовавшей Главной сцене позволили отточить каждую реплику до бритвенной остроты. И подняли повествовательный темп – спектакль длится два часа без антракта.

«Прозрачная» режиссура, внятная сценография, предельно бытовые декорации, ясное звуковое решение. И – изящная, изменчивая, богатая на нюансы игра актеров. Главный драматический конфликт никуда не делся, но эстетически он основательно переформатирован: масштабных «конфликтных» диалогов не так чтобы с избытком, герои чаще и охотнее произносят монологи, рассказывают о своих мечтах и чаяниях, по преимуществу простых и незатейливых, как это и принято у обывателей из любой исторической эпохи. Плюс к этому – феерия скрытых и явных цитат из других художественных миров, форматов и технологий, от модерн-балета и пантомимы до сериалов, современной поп-музыки и смартфонных «бродилок». Получилась броская по расцветке и прочная по фактуре театральная «ткань», из которой сшит костюм современного мещанства как социокультурного явления.

Вечный студент Петя Бессеменов (Максим Подзин) фотографически похож на главного героя детского мультмюзикла «Летучий корабль». Церковный певчий Тетерев (Иван Стрюк) подробно и достоверно наследует сразу ораве мрачных негодяев из отечественных телесериалов про мужественных полицейских. 29-летняя невеста без жениха Татьяна Бессеменова в исполнении Алисы Золотковой – один в один героиня Тима Бертона из «Трупа невесты». А уж птицелов Перчихин (Артемий Веселов)... Это такое подношение товстоноговской театральной эпохе, такой оммаж Евгению Лебедеву, что не заметить его (и не восхититься) вряд ли у кого получится.

С драматургической массивностью первоисточника Елизавета Бондарь попыталась справиться в том числе прокладыванием драматических «мостов» в современность. Почти бессловесный Охранник (Никита Остриков) трижды прерывает горьковскую историю обходом с дозором бессеменовского «объекта». То там, то сям – в спальнях и кабинетах – он находит тетрадки с дневниковыми записями. По узнаваемым реалиям сразу считывается наше время, но озвучивают их за сценой все те же пети, тани, василии васильевичи... На ту же мельницу мещанской современности льет воду оформление спектакля. Дом зажиточного маляра Бессеменова меблирован продукцией всемирно известного АО «Шведские фрикадельки». Кухня, ванная, спальни, гостиная – все куплено по сезонному актуальному каталогу и привезено в дом в удобных плоских упаковках.

Злая ирония на тему стандартизованного европейского быта оттеняется исторически достоверными костюмами (Алексей Лобанов). Почти монохромные сюртуки, зипуны, са рафаны, корсеты, жабо, шляпки и допотопные малахаи при всяком движении извергают в театральную атмосферу облака бутафорской пыли. Зрители на премьере благодарно хмыкали всякий раз, когда кто-нибудь из Бессеменовых выдавал очередное облачко – то ли клоунской пудры, то ли исторического праха.

«Мещане» – вовсе не пластическая драма. Но биомеханическое решение каждого персонажа важно не меньше, чем реплика или костюм. Пластика всех Бессеменовых упрощенная, угловатая, роботизированная, далекая от здоровья, физического и ментального. В походке хозяина дома Василия Васильевича (Александр Иванов), в том, как он поворачивает голову, как ложится в семейную постель и встает с нее, есть и уличный громила из классической комедии, и нарисованный примат, перепрыгивающий с одной вечнозеленой березы на другую, и даже персонаж видео Skibidi модного поп-рэйв-коллектива Little Big. Его жена Акулина Ивановна (Василина Стрельникова) и внешне, и по энергетике – клон комичной мужеподобной майора Айсберга из «Пятого элемента» Люка Бессона. Елизавета Бондарь не поскупилась на находки.

Антагонист Бессеменова, его воспитанник Нил (Кузьма Стомаченко) обделен яркими и эффектными режиссерскими «штуками». Говорит, передвигается и поступает вполне по-человечески. Минималистская трактовка роли вывезла на себе весь немалый конфликт: за Нилом сама сила нового, сок жизни, что разрывает металл и опрокидывает стены.

Итогом конфликта разнополых «отцов» и разнокалиберных «детей» становится одиночество Василия Васильевича. И если в финале «Мещан» Владимира Туманова блестящий Юрий Ицков играет почти что труп разбитого инсультом патологического мизантропа, то итогом для Бессеменова в ТЮЗе Елизавета Бондарь считает «всего лишь» эмоциональную раздавленность. Это тоже фиаско. Но оно вызывает скорее оторопь и сочувствие, нежели шок и отвращение ко всем этим механическим чертовым куклам мещанского зоосада.

Бессеменовы не победили. Но и не проиграли вчистую. На поклонах с обеденного стола в бессеменовской гостиной свалился поднос с чайным сервизом. Кружки-ложки разлетелись веером и осколками по почти всамделишному особняку. «К счастью!» – закричал партер. Актеры со знанием дела улыбнулись.

#спектакль #премьера #ТЮЗ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6784) от 14.10.2020 под заголовком «Чертовы куклы ТЮЗа».


Комментарии