Монологи о жизни. Мысли после спектакля «В осколках собственного счастья»

Режиссер превратил ироничные тексты Михаила Жванецкого в философские зарисовки о всех нас и о нашей жизни.

Монологи о жизни. Мысли после спектакля «В осколках собственного счастья» | Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Комиссаржевской

Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Комиссаржевской

В основе постановки Григория Дитятковского – монологи Михаила Михайловича Жванецкого разных лет и его пьеса «Концерт для...». Эта работа сатирика широкой публике неизвестна и не имеет долгой сценической истории. В 1974 году молодой режиссер Михаил Левитин поставил ее в Театре Комедии. Говорят, спектакль был хороший, но его практически сразу сняли с репертуара. Сам режиссер в своих воспоминаниях с грустью констатировал: южный колорит его постановки не пришелся по вкусу аристократичному северному городу.

От южного колорита в спектакле Григория Дитятковского только одесский говорок шустрого «Администратора», роль которого исполняет молодой актер Руслан Мещанов. А еще, конечно, тихий шум прибоя, изредка прерывающий долгие монологи героев. Впрочем, начинается спектакль с долгого молчания. В зал заходит человек в серой шляпе и сером пальто (словно из 70-х годов прошлого столетия), он поднимается на сцену, садится на стул и пристально всматривается в зал.

– Я жду!


Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Комиссаржевской

Зрители, конечно, аплодируют, но герой в исполнении актера Михаила Самочко ждет не аплодисменты. Он ждет счастья. А жизнь в ожидании проходит очень быстро. Со сцены звучит известный монолог Жванецкого о бесконечных очередях и о годах, проведенных в пустом ожидании: такси, блюда в столовой, приема в важном кабинете... А времени так жалко, оно течет неумолимо, и где-то вдалеке раздается монотонное тиканье часов. 

Жанр постановки – «задушевный вечер» – предполагает откровенность. И этой откровенности, действительно, в избытке. Весь спектакль – это размышления героев: о жизни, о любви, о юности, о несбывшихся мечтах и еще сохранившихся надеждах. В общем, о времени и о себе. Монолог переходит в монолог, героя сменяет герой, и имен у них нет, есть только их музыкальные инструменты, потому что на сцене – солисты музыкального ансамбля. В первом отделении они собираются на репетицию, во втором – дают «концерт». 

Актерский ансамбль – главное украшение скромного по сценографии спектакля. Играют актеры изумительно, выделить кого-то в этом «музыкальном коллективе» непросто. Хотя, пожалуй, среди музыкантов выделяется «Актриса» – героиня Евгении Игумновой. В первом акте у нее лишь короткий отрывок, во втором – настоящее соло. В бархатном черном платье, ослепительная, как голливудская дива, вначале она шокирует публику глуповато-пошлым монологом о любви. Вскоре выясняется, что она лишь «играет». Или не играет? Отвести от нее взгляд невозможно: Игумнова то плачет, то рассуждает о судьбе актрисы, то сыплет афоризмами из произведений Жванецкого. Работа с режиссером Дитятковским проявила удивительный комический дар этой красивой женщины. 


Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Комиссаржевской

А у Егора Бакулина – трагикомический. Вместе с героиней Евгении Игумновой они  представители «молодой» части этого ансамбля. «Контрабас» Бакулина – нелеп и неуклюж. У него все хорошо. И настроение замечательное. Вот только его никто не любит, по крайней мере по-настоящему. Он чувствует свою ненужность, да и сам любить, пожалуй, не умеет, оттого его невероятно жалко. «Флейта» – Ольга Белявская – легкая и задорная, наигранно-веселая и суетливая. И тоже нелюбимая. Актер Михаил Самочко («Виолончель»), приглашенный в спектакль из МДТ – аристократичен, сдержан, интеллигентен. Он романтик и лирик, его монолог о перламутре влажного Невского – признание в любви к родному городу, к своей стране.  

Георгию Корольчуку («Тромбон») отведена в этом ансамбле роль не лирика, а «физика». Земного, проницательного, ироничного. Но его персонаж все же глубже, тоньше, чем кажется на первый взгляд. И также остро, как и другие герои, он чувствует свое одиночество. Ефим Каменецкий («Труба») привнес в спектакль какую-то щемящую трогательность. Но первый же его монолог – «С вами этого не бывает?» – вызывает в зале взрывы хохота. Монологи по большей части грустные, а публика смеется. Под давлением снаружи юмор рождается внутри. 


Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Комиссаржевской

Удивительно, но больше всех на остроты Жванецкого реагирует поколение, явно выросшее вне проблем дефицита и очередей. Значит, ничего не меняется. И тогда, и сейчас все куда-то спешат, суетятся, бегут. Не успевают. Не замечают, как в этой суете хрупкое счастье растворяется. Вернее, разбивается на осколки. К тому же любовь давно ушла из центра на окраины, и в наши дни встретить того единственного человека, «маленького, нежного, невозможного», стало, пожалуй, еще сложнее. Где оно, это счастье? 

В самом начале спектакля молодой «Администратор» пытался учить музыкантов, как нужно играть. А играть, по его мнению, нужно не так. Как? Этого он и сам точно не знает, но чтобы «поменьше грусти». Музыканты, большинство из которых уже «на вершине склона лет», смотрели на этот бунт молодежи с нежной иронией. Но в конце спектакля герои Каменецкого и Корольчука вдруг признаются сами себе: они действительно не могут научить своих детей, как нужно жить. Потому что сами не знают. Их завещание новому поколению: начните с самого начала, с чистого листа, станьте умнее и молчаливее, не спешите. И, может быть, у вас случится то самое счастье.


Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Комиссаржевской

В спектакле Григория Дитятковского играют не только актеры. Художник Владимир Фирер тоже играет – со всеми оттенками серого. Именно этот цвет задает спокойный тон тихого задушевного вечера, не отвлекая зрителя на суету. Вначале публику встречает большой (очевидно, репетиционный) зал. Серая обивка – словно бархатная, настраивает и зрителей, и актеров на нужный лад. Но вот декорации приходят в движение, распадаются, и мягкий «вельветовый» интерьер превращается в экстерьер. Перед нами уже высокие бетонные столпы – колонны огромных советских зданий, рядом с которыми проходила юность большинства действующих лиц. В сценографии спектакля многое решает чередование света и тени (прекрасная работа художника по свету Егора Бубнова). 

Ансамбль спектакля «В осколках собственного счастья» играет в минорной тональности, превращая ироничные тексты Михаила Михайловича в философские зарисовки о всех нас и о нашей жизни. Но эта игра рождает в душе только светлое ощущение. После спектакля хочется жить не так, как раньше. Как-то иначе. Замечая утреннее солнце, идущих рядом людей, чувствуя запах воздуха и дождя.

#театр #спектакль #искусство

Комментарии