В центре «Эрмитаж — Выборг» откроется выставка «Пир и праздник в Античном мире»
Выставка (6+) из собрания Эрмитажа начнёт работу 30 ноября.
ФОТО Nestor Mehanikov on Unsplash
Античность часто ассоциируется с миром строгих, правильных черно-белых форм. В разговоре о Древней Греции сразу представляются мраморные скульптуры и белоснежная архитектура. На самом же деле этот мир был полон цвета и энергии. Торжественная трапеза присутствовала в жизни человека от рождения до самой смерти. На застолье после приема пищи гостей ждала культурно-развлекательная программа. Но выше всего гурманы оценивали беседу с товарищами и приглашенными мудрецами.
Как отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, создатели выставки напоминают, что любимый термин для научной конференции — «симпозиум» — в Древней Греции обозначал вечеринку после пира.
Перед посетителями предстанет более 300 предметов, связанных с культурой досуга Античности, — сосуды, камеи, инталии со сценами празднеств и застолий, терракотовые статуэтки, скульптуры и рельефные изображения, а также вдохновленные Античностью произведения Нового времени.
У выставки четыре тематических блока. Первый посвящен культу Диониса. На античных сосудах и геммах часто встречаются дионисийские сюжеты — Дионис-Вакх, триумфальная колесница, сатиры, вакханки и другие персонажи. Сценами свадьбы и шествий украшалась богатая серебряная и керамическая посуда. В рельефах римских саркофагов дионисийские шествия оставались ведущей темой с I века до н. э. и до III века н. э. Статуя Диониса из коллекции Эрмитажа, вероятно, украшала сад богатой римской виллы.
Второй раздел повествует о роли сельского хозяйства в античных застольях. Здесь можно будет увидеть предметы, связанные с земледелием и виноделием, а также произведения, украшенные виноградной лозой — важным символом в культе Диониса.
В третьем разделе представлены предметы, которые использовались на пирах: разнообразные по форме и декору вазы и другие предметы сервировки.
Заключительный раздел выставки посвящен развитию античной традиции в декоративно-прикладном искусстве Нового времени. Самые ранние из представленных на выставке примеров относятся ко второй половине XVI века.
Читайте также:
Михаил Пиотровский: Мы все патриоты Петербурга. Город того требует. Он — матрица патриотизма и любви
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7801) от 27.11.2024 под заголовком «Досуг во времена Античности».
Комментарии