В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Золотой век фламандского искусства»
23 февраля в центре «Эрмитаж-Казань» в музее-заповеднике «Казанский кремль» открылась выставка «Золотой век фламандского искусства».
Давид Тенирс Младший. «Крестьянская свадьба». / Репродукция предоставлена пресс-службой Эрмитажа
Жители столицы Татарстана увидят живопись, печатную графику и предметы прикладного искусства из собрания главного музея страны. Центральное место на выставке заняли произведения Рубенса и двух его младших современников — Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса.
Рубенс представлен двумя эскизами: «Прибытие в Лион» — одна из подготовительных работ к знаменитому циклу «Жизнь Марии Медичи», хранящемуся в собрании Лувра, и «Арка Геракла» — из серии, посвященной торжественному въезду инфанта Фердинанда в Антверпен. Кроме того, выставку украсили парные портреты испанской королевской четы — Филиппа IV и Елизаветы Бурбонской, исполненные в мастерской Рубенса.
Из работ Ван Дейка в Казань отправилось раннее произведение «Апостол Петр», созданное вскоре после поступления художника в мастерскую Рубенса. «Самым фламандским» из живописцев той поры был Якоб Йорданс: так его называли современники за его любовь к традиционным праздникам, фольклору и национальному быту. В состав выставки включено одно из характерных для Йорданса произведений — «Повар у стола с дичью», исполненное в сотрудничестве с Паулем де Восом.
Шедевры Рубенса, Ван Дейка и Йорданса дополняют произведения их современников, работавших в разных жанрах живописи. Особенно интересны картины, предназначавшиеся для украшения «кабинетов». Так, в XVII веке называли частные собрания, состоявшие из различных диковинных вещей, раритетов, дорогих изделий художественного ремесла и произведений живописи. Отдельный зал отдан мастерам, работавшим в жанре кабинетного искусства. Самым знаменитым из них был Давид Тенирс Младший. Эрмитажное собрание его картин одно из лучших в мире. На выставке представлены шесть наиболее значительных.
Первоклассные произведения печатной графики, игравшей значительную роль в жизни Фландрии в XVII столетии, дополняют «портрет» золотого века фламандского искусства.
Также посетители могут увидеть произведения декоративно-прикладного искусства, в которых заметнее всего сказалось влияние Рубенса. В их числе две монументальные шпалеры по картонам Рубенса из знаменитой серии «История Константина» — «Трофеи Константина» и «Основание Константинополя», выполненные по заказу французского короля Людовика XIII для французской мануфактуры Команса и Планша.
На выставке демонстрируется и несколько работ учеников Рубенса, изготовивших предметы из слоновой кости по его рисункам. Известно, что Рубенс собрал большую коллекцию резных камней. Четыре геммы, некогда входившие в собрание художника, увидят посетители.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7116) от 24.02.2022 под заголовком «Фламандцы покоряют Казань».
Комментарии