В «Царском Селе» представили VR-версию Янтарной комнаты
Янтарную комнату, которую называют восьмым чудом света, воссоздали в цифровом формате. В ГМЗ «Царское Село» представили ее виртуальную копию. Совсем скоро миллионы любителей искусства во всем мире смогут рассмотреть ее убранство в мельчайших деталях.
ФОТО: Public Domain
— Янтарная комната — наш главный бренд, — сказала на презентации проекта Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». — Но для многих увидеть ее вживую — несбыточная мечта. Впервые мы всерьез задумались о создании VR-версии во время локдауна, когда музей был закрыт. Счастливы, что благодаря поддержке компании «Газпром» создана точная интерактивная модель, а благодаря Министерству культуры наша новорожденная виртуальная Янтарная комната уже в мае отправится в путешествие по российским городам в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути».
Журналисты первыми совершили виртуальную прогулку. Для этого нужно надеть на голову специальный шлем, очки, а в руки взять джойстик. Иллюзия завораживает. Ты гуляешь по знаменитому залу, можешь рассмотреть вблизи отделку, изучить флорентийские мозаики и резьбу… И, конечно, услышать историю Янтарной комнаты, загадочно исчезнувшей во время войны, узнать о ее воссоздании.
Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской, напомнил о воссоздании шедевра. Поначалу решение восстановить комнату с нуля вызывало споры. Реально ли возродить это ювелирное чудо из солнечного камня по черно-белым фотографиям? Решение о воссоздании было принято в 1979 году, и поначалу собирали материал: сведения в архивах, живые свидетельства тех, кто видел и помнил. Обращались к опыту предшественников — реставраторов, работавших с предметами из янтаря.
— В 2003 году мы завершили работу над Янтарной комнатой. Это была научная реставрация, каждый шаг такой кропотливой работы по воссозданию уникального интерьера обоснован и мотивирован, — вспомнил Борис Игдалов, выступая на презентации.
Когда работа шла полным ходом, в 1997 году в Германии, в Потсдаме, нашли подлинную флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание» из пропавшей Янтарной комнаты. Она подтвердила правильность метода ленинградских реставраторов: совпало все, кроме цвета платья одной из дам, изображенных в мозаике.
Борис Игдалов порадовался, что благодаря технологиям труд реставраторов и уникальный интерьер смогут оценить и те, у кого нет возможности посетить Царское Село.
Дмитрий Мачача, руководитель студии Stereoforma, создавшей виртуальную копию Янтарной комнаты, рассказал о сложностях процесса.
— Мы работали почти год. С технологической точки зрения это был очень сложный проект, поскольку 70 процентов Янтарной комнаты состоит из поверхностей, наиболее трудных для сканирования и переноса в VR — полупрозрачных, зеркальных и позолоченных. Для передачи текстуры янтаря и фотореалистичности объекта разработчики использовали фотограмметрическое сканирование с последующим ручным скульптингом объектов.
Как объяснил специалист, фотограмметрия — особый способ сканирования, при котором используется огромное количество фотографий. А потом с помощью специального программного обеспечения происходит реконструкция.
— Можно сказать, что мы повторили работу реставраторов, воссоздававших интерьер, только проделали это в виртуальном мире, — добавил Дмитрий Мачача.
Разработчики утверждают, что аналогов VR-версии Янтарной комнаты в мире пока не существует. Похожие проекты музеев в виртуальной реальности представлены в Версале и Смитсоновском музее естественной истории, но по степени детализации они на данный момент уступают проекту ГМЗ «Царское Село».
Директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Александр Воронко пообещал, что 13 мая проект представят в Музее Мирового океана в Калининграде, а летом в Воронеже на заседании Ассамблеи петровских музеев и Пскове.
Проект будет доступен в том числе для людей с ограниченными возможностями. Предусмотрены субтитры на трех языках: русском, английском и китайском.
А в заключение пресс-тура журналистам предоставили возможность посетить Янтарную комнату вживую. Конечно, в реальности нельзя рассматривать янтарные панели вблизи, тем более — прикасаться к ним. Но можно погрузиться в это волшебное сияние, сравнимое с солнечным светом, и полюбоваться разными оттенками янтаря — от темно-красного, пылающего оранжевого и ярко-желтого до бледного лимонного и золотистого.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7157) от 25.04.2022 под заголовком «Чудо из янтаря».
Комментарии