В Царском Селе открылась выставка «При государевом стремени»

В день открытия грандиозной выставки «При государевом стремени» (6+), над Екатерининским парком Царского Села разносились бравурные военные марши, и казалось, что даже долгожданный дождь подчиняется их ритму.В подготовке выставки, разместившейся в Камероновой галерее, участвовали десятки музеев, а также частные коллекционеры.

В Царском Селе открылась выставка «При государевом стремени»  | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Выставка рассказывает о конных эскортах России, которые с XVI века сопровождали российских царей и императоров –  охраняли, были преданы душой и телом. Форма у них была красивая, а служба нелегкая, нервная –  во все времена.

Первые эскорты –  Государев полк и Стремянный приказ –  появились в XVI веке. Кавалергардия –  в XVIII столетии: красавцы-гвардейцы участвовали в коронации Екатерины I.

Глядя на выставленные в витринах и изображенные на картинах и гравюрах мундиры, можно проследить, как менялась военная мода. В щеголеватой, нарядной форме кавалергардов было много элементов, оставшихся от рыцарей. Например, кирасы (воинские доспехи, защищавшие туловище). В XVIII веке кирасы порой даже делали из цельного серебра. Эти доспехи сияли так, что их часто в шутку называли самоварами. В кавалергарды отбирали высоких красавцев. Обращали внимание даже на «масть» –  старались брать голубоглазых или сероглазых блондинов.

Без малого 100 лет полковым маршем кавалергардов служила мелодия из оперы «Белая дама» французского композитора Боальдье. Когда и по какому случаю положено было этому начало, описано в воспоминаниях второй дочери императора Николая I великой княжны, впоследствии королевы Вюртембергской Ольги Николаевны. «В сентябре 1826 года, в день святой Елисаветы, день праздника кавалергардов, Мама, впервые как шеф этого полка, принимала его парад. Она была и польщена и сконфужена, когда Папа скомандовал «на караул», и полк перед нею продефилировал... Музыка играла марш из «Белой дамы», в то время модной оперы, и, в память этого события, этот марш стал полковым маршем кавалергардов», –  вспоминает она. Последний раз полковой марш прозвучал в Крыму, в колонии Окречь 5/18 сентября 1920 года.

При Екатерине II для празднования Кючук-Кайнарджийского мира был создан конвой, в который вошел специально сформированный лейб-гусарский эскадрон, Донская и Чугуевская придворные казачьи команды. После окончания торжеств они продолжили свою службу при императрице в Царском Селе.

При Николае I основой конвоя стал Кавказско-Горский взвод (впоследствии –  полуэскадрон). Состоял он из горцев, носящих дворянские титулы, были там и чеченцы, и кумыки, и мурзы. На выставке можно увидеть их экзотическое обмундирование. Например, обмундирование юнкера-кабардинца в кольчуге и шлеме –  прямо-таки средневековый рыцарь. Можно себе представить, как изумлялись иностранцы, когда видели такое чудо на Невском.

Редкий экспонат –  черкеска цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, предоставленная Эрмитажем. При Александре II количество подразделений и общая численность собственного его императорского величества конвоя значительно возросла. Казачья команда сначала была развернута в эскадрон, вскоре эскадронов стало три. И что же? Уберегли казаки императора от гибели в теракте? Увы...

О последних страницах истории собственного его императорского величества конвоя рассказывают экспонаты Музея русской истории (США, Джорданвилл). Спустя 100 лет они вернулись на родину, пусть только на время выставки. Представитель американского музея Николас Николсон, приехавший на вернисаж, рассказал, что Музей русской истории открылся в 80-е годы прошлого века. Его коллекция начала формироваться гораздо раньше –  из даров тех, кто когда-то служил в конвое, а после революции эмигрировал в США.

Один из таких экспонатов –  «прощальный» бокал, который был вручен перед отъездом всем офицерам-конвойцам на их последнем ужине в Офицерском собрании в Царском Селе. Серебряный кубок с выгравированными автографами офицеров конвоя, который мы видим на выставке, принадлежал Виктору Эрастовичу Зборовскому. Он, как и многие конвойцы, остался верен императору до конца.



#выставка #Царское Село #музеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6977) от 30.07.2021 под заголовком «Верны душой и телом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?