«В тот день Россия стала другой». Зачем смотреть фильм «Союз спасения»
На большой экран вышел фильм российского производства о восстании декабристов.
Фото: кадр из фильма
Картина «Союз спасения» описывает события декабря 1825 года. По словам режиссера, он поставил перед собой задачу не выявить положительных и отрицательных героев, а просто показать тех людей, которые вышли на Сенатскую площадь: почему они на это решились, и чего этим добились.
«Для нас главной целью было понять, как далеко каждый из нас готов идти ради своей мечты, – рассказал режиссер картины Андрей Кравчук. – Каждый человек, совершая поступки, принимает на себя ответственность за их последствия. Декабристы и власть стояли перед очень тяжелым и сложным выбором, и каждый в силу своего характера и в силу своей воли сделал этот выбор или не сделал, взял на себя ответственность или не взял, каждый поступил по-своему».
При просмотре фильма не так интересно наблюдать за сюжетом (тем более, что он знаком всем еще с уроков истории в школе), сколько всматриваться в героев и их поступки. Роли декабристов в фильме блестяще исполнили Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Павел Прилучный, Иван Янковский, Дмитрий Лысенков. Роль Николая I досталась Ивану Колесникову, известному зрителю по фильму «Конец прекрасной эпохи». Кстати, Иван Янковский предстал в картине в образе Михаила Бестужева Рюмина. Дед актера, народный артист СССР Олег Янковский, также играл в фильме про декабристов – «Звезда пленительного счастья». Там он изобразил другого восставшего – Кондратия Рылеева.
«Мы вышли. Нам не вернуться», – гласит слоган к «Союзу спасения». Как объяснил режиссер, эту фразу произнес один из декабристов, когда вышел на Сенатскую площадь. «В этих словах сконцентрировано все, что мы хотели сказать в фильме, – признался Кравчук. – Все, что произошло, становится необратимым. В тот день Россия стала другой».
Фото: кадр из фильма
Главное достоинство этой исторической драмы – она пропитана атмосферой той эпохи. Костюмы героев выверены до мелочей, а с экрана зритель видит Санкт-Петербург 1820-х годов: даже Зимний дворец в фильме розового цвета, как было в то время. Рассказывая о процессе съемок, Иван Янковский отметил, что актеры сильно мерзли, поэтому киношникам даже не пришлось создавать эффект «обмороженных лиц»: в кадре все по-настоящему. Даже интонация артистов отличается от той, которую мы привыкли слышать сегодня.
По словам режиссера, хотя восстание декабристов произошло почти 200 лет назад, те события можно примерить и на новую картину дня. «Эта тема актуальна тем, что мы, к сожалению, не умеем договариваться между собой. Сколько существует Россия, столько мы не можем договориться, и каждый раз из-за этого происходит конфликт, - считает Кравчук. - Научись мы слушать друг друга и приходить к какому-то решению без применения оружия, многое могло быть иначе. Во время работы над картиной нам хотелось, чтобы люди задумались, чтобы зрителям было жалко героев, и они испытали бы чувство горечи. Мы пытались создать точный художественный образ, а он не имеет однозначной эмоции. Сколько людей, столько и мнений. Но главное – всегда важно смотреть в прошлое, только так мы лучше понимаем настоящее».
Комментарии