В Театре музыкальной комедии показали балетную программу Postscript

На сцене Театра музыкальной комедии фестиваль «Дягилев. P. S.» представил балетную программу Postscript, объединившую знаменитых хореографов современности и звезд Большого театра.

В Театре музыкальной комедии показали балетную программу Postscript  | Вячеслав Лопатин в сцене из балета «Фавн». / ФОТО Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля

Вячеслав Лопатин в сцене из балета «Фавн». / ФОТО Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля

Postscript – проект компании MuzArts, возглавляемой бывшим солистом балета Большого театра Юрием Барановым. Это не первый опыт сотрудничества «Дягилев. P. S.» и MuzArts: год назад на фестивале была представлена программа Modanse, созданная для Светланы Захаровой. В центре нынешнего проекта оказалась Ольга Смирнова, выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой по классу легендарной Людмилы Ковалевой, в настоящее время – прима-балерина Большого. Задействованная в двух спектаклях программы, она продемонстрировала удивительное сочетание сильфидной воздушности танца и чеканной гравировки поз, детальной проработки хореографического текста и чувственно-эмоциональной экспрессии.

Открылся вечер балетом «Макгрегор + Мюглер» – ретрофутуристической фантазией о зыбкости границ человеческой идентичности. Британский хореограф Уэйн Макгрегор и гуру моды Манфред Тьерри Мюглер превратили исполнителей (Ольга Смирнова и Денис Савин) в инопланетных существ, облачив их в рептилоидную кожу, маски, сверкающие латы и шлемы-ирокезы. Пластика артистов напоминала то диковинных птиц, то андроидов, то доисторических амфибий. Те, кто ожидал от Макгрегора привычных для его балетов сверхскорости, экстремальной лексики, были разочарованы. Однако дело здесь не в скудности авторской фантазии, а в сознательном отказе от переусложненности хореографического языка ради сотворчества с художником. Результатом стало единство танца и моды, начало которому положили спектакли дягилевской антрепризы.

Еще один дуэт представил бельгийско-марокканский хореограф Сиди Ларби Шеркауи. Его «Фавн», созданный к столетию Ballets russes по мотивам «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлава Нижинского, впечатлил не только оригинальностью концептуального решения, но и ошеломительным мастерством Вячеслава Лопатина и Анастасии Сташкевич. Непривычный по координации и сложнейший по лексике хореографический текст был исполнен ими с обезоруживающими самоотдачей и пластической органикой. Трансформации подвижных, как ртуть, тел, акробатика в сочетании с эротикой, звериная энергетика и античная красота форм – все производило впечатление полной телесной свободы артистов, идеального соответствия их танца пряной музыке Клода Дебюсси, дополненной архаичными звуковыми эффектами британского композитора Нитина Соуни. В диалоге Фавна и Нимфы у Шеркауи отсутствовала свойственная балету Нижинского боязнь, парализующая тело и душу. Взаимодействие героев строилось на непреодолимом влечении и жажде познания друг друга.

Контрастом выглядел рафинированный, элегический балет для двух пар «Воспоминание о дорогом месте», поставленный Алексеем Ратманским на музыку одноименного цикла Петра Чайковского (оркестровка Александра Глазунова) в 2012 году. Спектакль увлекал поэтичным строем хореографической мысли и эмоциональной отзывчивостью исполнителей (Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Анастасия Денисова, Артур Мкртчян), призрачной, граничащей со сновидением, атмосферой, изобретательностью в работе с классической лексикой и незаурядной музыкальностью. Стремительные пробежки и нежные объятия, лирика с оттенком меланхолической грусти, особая утонченность линий корпуса и рук, тянущихся ввысь, за пределы видимого, приглушенные интонации гармонии и разлада – все это создавало целый мир человеческих взаимоотношений, наполняя вполне абстрактный танец психологизмом.

Завершился вечер балетом Пола Лайтфута и Соль Леон Postscript, давшим название всей программе. Минималистичный, монохромный спектакль (сценографами и авторами костюмов выступили сами хореографы), поставленный для Нидерландского театра танца II еще в 2005 году, полон эмоций и личных переживаний. Его цветовая драматургия – от белого па-де-де (Екатерина Крысанова, Денис Савин) к финальному черному (Ольга Смирнова, Артемий Беляков) – воплощала пережитую Лайтфутом и Леон болезненную историю распада семейных отношений. Самые интимные переживания и опыт – неизжитые обиды и психологические травмы, отчуждение и зависимость друг от друга, трепет первых встреч и горечь расставания – в обрывках фраз и возникавших на наших глазах дуэтах и соло, в контрастах ломкой, нервной и тягучей, замедленно-сомнамбулической пластики.

Вечер представил известных артистов Большого театра в непривычных образах, убедительно подтвердив тезис Джорджа Баланчина: взаимодействие пары на сцене – это уже целая история.


#балет #театр #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7055) от 22.11.2021 под заголовком «Танец расставаний и встреч».


Комментарии