В Театре музкомедии представили «Стойкого оловянного солдатика»
В Театре музыкальной комедии сыграли премьеру - «Стойкий оловянный солдатик» Сергея Баневича в постановке Анастасии Удаловой. И простились с «Фиалкой Монмартра» Имре Кальмана, поставленной Миклошем Синетаром семь лет назад.
ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ предоставлено пресс-службой Театра музкомедии
«Стойкий оловянный солдатик», в программке обозначенный как «музыкальная феерия», - спектакль-игрушка. Его «начинка» открывается любопытствующему детскому взору еще до начала спектакля - как внутреннее устройство механических игрушек, состоящее из шестеренок и пружинок, словно городок в табакерке (у Баневича, к слову, есть и такая опера). В этом мирке художника Сергея Новикова все блестит и заманивает в таинственный мир.
Те, кто знаком с классикой Андерсена, узнают переплетенные сюжеты не только об оловянном солдатике, но и о пастушке и трубочисте, о свинье-копилке, о соловье, о Дюймовочке - все, как и полагается в волшебной многоярусной шкатулке. Музыка петербургского классика Сергея Баневича здесь с легкостью отдана на волю песенной стихии. Мы вдруг с ностальгической радостью начинаем распознавать в некоторых интонациях его хит «Дорога без конца» из телесериала о Паганини. Мир игрушечного детства для композитора - идеальная территория, на которой можно бесстрашно искать и находить ответы на вопросы об истоках добра и зла, любви и ненависти.
Режиссер Ольга Удалова сделала антиподами в спектакле наивного романтика Солдатика и прожженного язвами обид Черта. Обе роли нашли в этом театре безупречных артистов - Евгения Зайцева и Ивана Корытова. Им, кажется, не требуется никаких усилий, чтобы воплотить два этих ярких антагонистических образа. Безупречной вышла Кукла у Анастасии Лошаковой, вызывала взрывы дружного хохота и Свинья, объевшаяся деньгами, в исполнении острохарактерного артиста Александра Круковского...
Не избежавший черт детского утренника с его приторной сладостью, спектакль благодаря музыке с ее драматичными кульминациями не мог не вызвать отклика в юных и не очень юных сентиментальных сердцах. Публика приветствовала появление «Стойкого оловянного солдатика».
А с «Фиалкой Монмартра», при всех мелодраматических красотах музыки Кальмана, зрители простились легко. Артисты старались невероятно, играли и пели в прощальном спектакле, что называется, на разрыв аорты. Но в столь «душной» режиссуре делать это им было крайне неудобно. Был собран звездный состав во главе с Натальей Савченко (Нинон) и Анной Булгак (Виолетта), Олегом Коржем и Федором Осиповым (Рауль). Придумали даже новый ход - исполнителей-дублеров на одну и ту же партию. Идею эту, правда, проводили крайне необязательно от начала до финала, словно забывая и вдруг вспоминая о ней.
В оперетте немало немузыкальных сцен, которые проговаривались артистами так, что возникало ощущение 50-летней давности. Заснуть от столь неспешного темпа казалось самой естественной реакцией. Зрители в зале, правда, все же реагировали вспышками смеха. Особенно когда диалоги вели такие мастера комикования, как Евгений Тиличеев, Александр Байрон и Альберт Панков. Последний в роли барона Ротшильда, живущего в плену маразматических суеверий, выбрал в качестве образца исполнения Александра Вертинского в роли Князя из «Анны на шее». Наблюдать за этим искусством пародирования было одной из главных радостей прощальной, давно отцветшей фиалки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (6618) от 05.02.2020 под заголовком «Солдат и фиалка».
Комментарии