Соблазнительница Кума и мстительная Турандот. Оперные примадонны выступили в Мариинском театре

Две сопрано разных поколений - Елена Стихина в «Чародейке» Чайковского и Мария Гулегина в «Турандот» Пуччини выступили на Новой сцене Мариинского театра.

Соблазнительница Кума и мстительная Турандот. Оперные примадонны выступили в Мариинском театре | Лирическое сопрано Елены Стихиной завораживало в партии Настасьи. (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2020 г.

Лирическое сопрано Елены Стихиной завораживало в партии Настасьи. (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2020 г.

Обе оперы были поставлены в Мариинском театре больше десяти лет назад и обе были приняты критикой без большого энтузиазма. В «Чародейке» работы Дэвида Паунтни видели набор режиссерских штампов, а постановку «Турандот» французом Шарлем Рубо и вовсе квалифицировали как ретроградную. Тогда, в начале 2000-х, еще было из чего и кого выбирать: передовая общественность привыкла ждать и надеяться, в том числе на новые работы Чернякова, который здесь вовсю творил, и на возможное сотрудничество с Дэвидом Маквикаром, одним из самых востребованных режиссеров современности.

Но шло время, и количество оперных постановок перекрывало их качество. Настал момент, когда это понял, кажется, и сам маэстро Валерий Гергиев, решив восстановить «Чародейку», показав ее сначала в знаменитом неаполитанском театре «Сан Карло», а затем и на родной сцене. Сегодня этот спектакль предстал на фоне весьма средних постановок последних лет если не как шедевр, то во всяком случае как полноценное художественное высказывание.

Опера написана в большом стиле, включающем и танцы с ярко окрашенным национальным колоритом, и сюжет в духе «сцен из семейной жизни», напоминая сериал «Петербургские тайны», только в «Чародейке» они «нижегородские». В отличие от «Травиаты» или «Кармен» с их порхающими хитами в случае «Чародейки» нельзя надеяться на «авось пронесет». Публике должно крупно повезти, чтобы сошлись все звезды и спектакль прошел без заминок и фальши.

В тот вечер за пультом был не Валерий Гергиев, а его младший коллега Заурбек Гугкаев, которому доверили дирижировать возобновлением «Чародейки» в Неаполе. Гугкаев демонстрировал свое глубокое знание партитуры. Спектакль шел как по маслу, предоставляя слушателю четкость оптики, ясность намерений. Дирижер умело выявлял в шедевре Чайковского яркие черты оперы-драмы. Певцы не играли, а будто жили в этом спектакле. Соло, дуэты и более многофигурные ансамбли полнились горячими эмоциями исполнителей.

Меццо-сопрано Анна Кикнадзе в роли страдающей Княгини страстно переживала измену мужа, плененного колдовским очарованием главной героини Настасьи по прозвищу Кума. Голос Анны темного чувственного тембра создавал реалистический образ женщины сильной и властной, неистово любящей жены и матери, вынашивающей план отравления чародейки Настасьи.

Бас Владимир Ванеев - Князь пленял слушателей отточенностью вокально-драматического жеста на пути своего героя к трагическому финалу. Лирический тенор Александр Михайлов с европейским вкусом исполнил партию Княжича. Красивое, объемное, свободно льющееся полнозвучное лирическое сопрано Елены Стихиной завораживало в титульной партии Настасьи. Ее пение давало заветное ощущение полета и свободы, за которым, собственно, люди и рвутся в оперу.

Могучая звезда Елены Стихиной засияла уже и на мировом небосклоне после дебюта на Зальцбургском фестивале в партии Медеи в одноименной опере Керубини. Сегодня Елена - одна из высоковостребованных певиц в лирико-драматическом репертуаре, включающем Татьяну, Аиду, Тоску, Леонору. Совсем недавно она выступила в партии Ярославны в «Князе Игоре» в парижской Опере Бастилии.

Звезда Марии Гулегиной взошла давно, но продолжает ослеплять до сих пор. Партия мстительной принцессы Турандот - ее коронная. Певица выступала в ней на самых престижных оперных сценах мира. Но спектакль в Мариинском театре оказался исключительным. Искусство драматического пения Гулегиной оказалось частью гармоничного художественного целого.

Дирижер Михаил Синькевич действовал за пультом подобно художнику, умело, тонко и точно подбиравшему краски оркестровых тембров, сочетая акварельную зыбкость штриха в сценах мистически настроенной природы с броской плакатностью массовых сцен. В таких спектаклях бывают подлинные откровения, когда слова либретто вдруг начинают глубоко проникать в сознание, преображая реальность, позволяя понять три загадки Турандот, на которые нашел ответ отважный принц Калаф.

Тяжелые, терпкие ароматы музыки Пуччини действовали словно гипноз, в состоянии которого можно было легко проникнуться мистикой сказочного сюжета. Голос Марии Гулегиной вобрал силы, кажется, всех стихий, чтобы дать слушателям понять масштаб настоящей примадонны.

Партнером Гулегиной был тенор Владимир Галузин. Взор его Принца был печально-философским, фаталистичным, что не умаляло силы его героического пения. Контрастом к властной Турандот была скромная Лиу в роскошном исполнении Ирины Чуриловой.

За мгновение до самоубийства Лиу жестокая Турандот всматривалась в ее глаза, как в чистый источник бескорыстной жертвенной любви. Казалось, героиня Марии Гулегиной мечтала перенять частицу этой жертвенности и научиться у рабыни любить - ради прекрасного Калафа. Ради счастливого финала оперы.

 4Турандот_фото-Наташи-Разин.jpg

Партия Турандот — коронная для Марии Гулегиной.
(c) Мариинский театр. 
Фотограф Наташа РАЗИНА. 2020 г.

#опера #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6617) от 04.02.2020 под заголовком «Соблазнительница Кума и мстительная Турандот».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?