В Театре Комедии имени Акимова представили спектакль по пьесе «Пародист»

Водолазкина-драматурга Петербургу открыли москвичи. Эта история «так и оставалась бы лишь криминальным этюдом, если бы ее автором не был выдающийся современный писатель Евгений Водолазкин», анонсировал Театр Комедии им. Н. П. Акимова единственный показ спектакля по пьесе «Пародист». Его привез московский Новый драматический театр (режиссерская версия Вячеслава Долгачева). Что да, то да. Напиши Евгений Германович хоть считалку, мы в ней будем искать двойное и тройное дно.

В Театре Комедии имени Акимова представили спектакль по пьесе «Пародист» | ФОТО предоставлено Театром Комедии им. Н. П. Акимова

ФОТО предоставлено Театром Комедии им. Н. П. Акимова

Завязка. Наши дни, богатый особняк где‑то на Карельском перешейке. К хозяйке заявляется паганелевского вида немолодой частный детектив-заика Бубенцов. В не очень уместной компании похохатывающей дамочки-массажистки. У детектива поручение: выяснить обстоятельства дела трехлетней давности. Тогда в автокатастрофе погиб супруг хозяйки особняка, известный пародист. «Он не убился. Я хочу сказать, что его убили», — говорит Бубенцов.

Давно, когда мы беседовали с Евгением Германовичем после премии за «Лавра», у него уже на подходе был следующий роман, и писатель был доволен удачным, тогда еще рабочим, названием — «Авиатор». А не «Пилот», не «Летчик».

Слово «пародист» тоже понравилось, — сказал он нашей газете перед спектаклем. — Есть в нем какой‑то полет. Оно такое полнозвучное, ложится на язык хорошо. Не хуже «авиатора».

Это да. Если не учитывать, что в переводе с греческого «пародист» — «поющий наизнанку». И это неспроста. Почему герой — именно пародист? Сам Водолазкин комментирует так: у пародистов довольно странное занятие — они занимаются удвоением сущностей, при этом в нашей стране пародисты — весьма известные личности.

А не пародирует ли тут сам автор? Почему загородный особняк не современный, а будто из «Чисто английского убийства», и даже телефон там стационарный под старину? Почему дамочка-массажистка — будто откуда‑то из Себастьяна Жапризо? Почему, наконец, перед спектаклем сам Евгений Германович был без очков? Никогда его без очков не видели, что‑то тут не так.

И этот полет фантазии уже не остановить. Даже когда дама в соседнем зрительном кресле гордо замечает спутнику: «А, я так и знала, я угадала», — ты будешь копаться в совсем другом. Ну почему у частного детектива фамилия Бубенцов? Не потому ли, что бубенцы — полые металлические погремушки с шариками внутри?

Водолазкин (специалист по древнерусской литературе, знает, как менялось значение слов), возможно, имел в виду, что родственным словом «бубен» называли обнищавшего человека? А спектакль в целом‑то — про обнищавших людей. Да, это комедия («Членовредительство еще никого не красило», «Жить — приятно, а умрешь — и вспомнить нечего») — но почему в интервью Водолазкин подчеркивает, что в жизни пародисты не фонтанируют радостью?

В драматургии это вовсе не первый опыт Водолазкина. Говорит, он когда‑то с нее начинал. А вообще театром был очень увлечен: в 8 лет знал всю оперу «Евгений Онегин», потом переключился на драматические театры. Нынешнее возвращение объяснял нам так:

Я слишком долго занимался прозой, и, когда повествуешь обо всем от третьего лица, вдруг возникает большое искушение написать в первом. Было ли трудно переключиться? Нет, это, знаете, как контрастный душ. Стоишь под горячей, потом включаешь холодную. И чувствуешь, как это здорово.

Водолазкина ставят весьма активно. Но прозу: «Близких друзей» в ТЮЗе им. Брянцева, «Лавра» в театре «На Литейном», «Соловьева и Ларионова» в «Современнике». Полтора десятка постановок наберется. «Пародист» вышел в сборнике пьес «Сестра четырех» — первым пьесу поставил в 2019 году Тольяттинский театр. Петербург петербургскому драматургу Водолазкину открыл петербургский Театр Комедии им. Н. П. Акимова — но с помощью москвичей.

Будем считать, начало положено. К жанру детектива Евгений Водолазкин относится уважительно. Потому что, говорит, «в детективе добро побеждает зло». Евгений Германович, ой ли…


#спектакль #театр #пьеса

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7121) от 03.03.2022 под заголовком «Поющий наизнанку».


Комментарии