Песня в горе и радости. Нужно ли народное творчество россиянам?

2022 год объявлен в нашей стране Годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Это значит, что музеи и библиотеки, театры и концертные организации будут уделять больше внимания народному искусству и фольклору. Нужно ли сегодня народное творчество людям в России? Знает ли его наша молодежь? Безвозвратно ли вышли из моды народные песни и танцы? На эти и другие вопросы корреспонденту Алле ЧЕРЕДНИЧЕНКО отвечает заместитель генерального директора «Петербург-концерта» по творческой деятельности Ольга ЛАПШИНА.

Песня в горе и радости. Нужно ли народное творчество россиянам? | Фото предоставлено пресс-службой «Петербург-концерта»

Фото предоставлено пресс-службой «Петербург-концерта»

Ольга Леонтьевна, насколько, на ваш взгляд, современные петербуржцы интересуются народным искусством?

Лапшина.jpg

— Во все времена народная музыка сопровождала людей в горе и радости, в будни и праздники. Без сомнения, народное творчество продолжает жить и сегодня. Практически каждый житель России знает хотя бы несколько строчек общеизвестных песен, зачастую даже не подозревая, что это народные произведения. Они создавались с душой и для души и исполняются как бы сами собой, потому что хранятся в нашем подсознании, на подкорке. Когда людям хорошо, они поют именно такие песни, причем поют все вместе, подпевая друг другу. Вряд ли за праздничным столом захочется и тем более получится вспомнить и прочитать рэп, особенно хором.

А каким образом эти произведения оказываются в нашей памяти?

— В России и, в частности, в Петербурге этой теме уделяется внимание. В том числе этому способствует наш «Петербург-концерт» (в прошлом «Ленконцерт») — единственная государственная организация Северо-Западного региона, которая реализует все виды зрелищных искусств: от массовых праздников на городских площадях до камерных концертов в старинных петербургских особняках. Сегодня общее количество артистов в организации достигает 600 человек. При этом 30 процентов из всех коллективов и исполнителей так или иначе имеют в своем репертуаре произведения народного творчества. Ни одно общегородское мероприятие не проходит без их участия.

Программа нынешнего года будет особенной?

— Какой‑то специальной тематической программы для этого года у нас нет, ведь мы занимаемся такой деятельностью регулярно. У нас каждый год проходит под знаком народного творчества, а городские праздничные мероприятия, которые мы организуем, — это продолжение традиционных народных гуляний. Петербуржцы любили проводить их и сто, и двести лет назад, собираясь на Царицыном лугу (теперь это Марсово поле) и Адмиралтейской площади.

В XXI веке к зимним святочным и рождественским празднествам, весенним масленичным и пасхальным народным гуляньям добавились День народного единства, День семьи и верности и многие другие мероприятия, в организации которых принимает участие «Петербург-концерт». С учетом того, что этот год для нас будет «вдвойне народным», в программах будут больше задействованы такие коллективы, как государственный ансамбль танца «Барыня» или императорский ордена Святого Кирилла казачий ансамбль «Атаман» им. А. М. Красноперца. Фольклорный дуэт «Пятое колесо» (певица Надежда Фадеева и гусляр Константин Шаханов), коллективы «Эссе-квинтет» и «Бисквит», вокальный ансамбль солистов «Рождество», в репертуаре которого много народных песен…

Согласны ли вы с тем, что коммерческое искусство постепенно вытесняет народное музыкальное творчество?

— Народное искусство вне коммерции. Оно сохраняет культурные рамки, которые сегодня не всегда устойчивые. Оно отличается сложностью и хрупкостью, а потому нуждается в поддержке. 

Развитие в нынешних условиях коллектива с народным репертуаром с нуля, без государственной поддержки — очень дорогой и зачастую нежизнеспособный проект. Возможно, именно поэтому самостоятельных коллективов такой направленности в нашем городе практически нет.

А насколько народное творчество совместимо с молодым поколением?

— Совместимо на сто процентов. Средний возраст артистов коллективов с народным репертуаром — от 17 до 50 лет. Особенно много молодежи в танцевальных коллективах. Другое дело, что зритель этих форматов не молодеет. И если на массовых городских мероприятиях молодые ребята с интересом смотрят зрелищные номера с народной тематикой, то специально прийти на такой концерт им не придет в голову.

Мы стараемся продвигать деятельность наших коллективов, в том числе с народным репертуаром, в молодежной среде. У нас есть ресурсы во всех популярных соцсетях, однако этого мало. Многое зависит от общего воспитания и культуры. И если в специализированных музыкальных школах в обязательном порядке изучают произведения народного искусства, то в обычных средних образовательных учреждениях в последнее время этому уделяют внимания меньше, чем раньше. Были времена, когда мы очень тесно сотрудничали со школами, приезжали к ним с концертами, приглашали на свои площадки. Возможно, кто‑то еще помнит наших бабушек, которые распространяли в школах билеты на тематические концерты. К сожалению, эта связь прервалась лет десять назад, а пандемия окончательно закрыла школы от всего мира и разобщила людей.

А насколько возможно восприятие не только молодежью, но и взрослыми современными людьми фольклора в оригинальном формате?

— Меняется время, люди, образ жизни и взгляды на творчество и культуру. Наша задача — передать настроение и дух народного танца и песни, которые не являются застывшими музейными экспонатами. Безусловно, основа остается неизменной, а вот подача должна быть адаптированной к современному восприятию. Поэтому сегодня в моде коллективы-кроссоверы (crossover в переводе с английского «пересечение, скрещивание»), которые возникли в результате компромисса между академической музыкой, в том числе народной, и современной массовой культурой. Тридцать лет назад этот стиль представил знаменитый петербургский коллектив русских народных инструментов «Терем-квартет».

Современные музыканты экспериментируют еще смелее, получая настоящие шедевры. В формате авторской аранжировки успешно работает фолк-группа «Пятое колесо», «Эссе-квинтет», ансамбль «Бис-квит». В исполнении артистов петербургского инструментального ансамбля «Ма.Гр.Иг.Ал.» русская балалайка, домра и баян в сочетании с симфоническим контрабасом как бы теряют свою пресловутую «народность» и становятся уникальным и органичным единством. А артисты ансамбля «Атаман» ювелирно вплетают в современную музыкальную культуру традиционные казачьи песни.

Важно, что делается это на высоком профессиональном уровне. Практически все артисты наших коллективов — профессионалы с высшим специальным консерваторским и хореографическим образованием.

Наверняка творчество коллективов, о которых вы рассказываете, нравится иностранцам.

— Многие наши коллективы на своих гастролях знакомили иностранных зрителей с русской культурой. Наши артисты успешно выступали во многих странах. К сожалению, сегодня ситуация сложная.

Надеюсь, что скоро все наладится и мы возобновим культурный обмен с другими странами. Практически везде к русскому народному творчеству относятся с большим интересом. Публика приходит в восторг, когда на таком исконно русском инструменте, как балалайка, исполняют известные произведения рок- и поп-музыки, популярные треки из современных зарубежных фильмов.

Чем ваша организация занималась во время коронавирусной паузы и чем порадуете зрителей в этом году?

— Освободившееся время в период пандемийных ограничений мы посвятили репетициям. Проводили онлайн-концерты на всех наших виртуальных площадках. За это время мы воссоздали знаменитый эстрадно-симфонический оркестр им. А. С. Бадхена. Его художественным руководителем и главным дирижером стал бывший музыкант этого оркестра, а ныне известный петербургский дирижер Андрей Медведев.

Музыканты из наших коллективов принимали участие в съемках сериала «Седьмая симфония», сюжет которого рассказывает историю исполнения симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Петербургский Камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева работал над завершением масштабного проекта «Антология русской хоровой музыки XIX – XX веков». Сейчас материал готовится к изданию. Первые материалы уже доступны на электронном ресурсе «Аудиобиблиотека русской хоровой музыки».

Еще одна новость этого года — в состав наших творческих коллективов вошел театр современного танца «Каннон Данс», который был основан еще в 1997 году Натальей и Вадимом Каспаровыми. Первым проектом «Каннон Данса» в составе «Петербург-концерта» станет танцевальный спектакль Stage On хореографа Валерии Каспаровой. Его премьера намечена на март.

Ну и, конечно, мы будем рады увидеть зрителей на всех наших концертных программах и мероприятиях, которые все без исключения вносят вклад в сохранение народного искусства и нематериального культурного наследия Петербурга и России.


#народное творчество #культура #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7121) от 03.03.2022 под заголовком «Песня в горе и радости».


Комментарии