В Театральной библиотеке показали оцифрованные раритеты

В Театральной библиотеке состоялось представление проекта «Оцифровка книжных памятников».

В Театральной библиотеке показали оцифрованные раритеты | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вера Харламова, заведующая сектором редких книг, показала несколько раритетов для «Санкт-Петербургских ведомостей». Экземпляр драматической сцены «Моцарт и Сальери» Пушкина с цензурным «одобрением к представлению». Премьера состоялась в январе 1832 года. По легенде, эту книгу поэт держал в руках. 

Рукописная «Школа мужей» –  «комедия в трех действиях господина Моль-эра», переведена в 1754 году, за два года до елизаветинского указа об учреждении Русского профессионального театра. Издания для этого театра имели на обложке своеобразный «экслибрис» –  человеческое сердце. Под одной из таких обложек опубликована пьеса Александра Сумарокова «Ссора мужа с женой» (1757). Внутри находится автограф Ивана Дмитревского, первого инспектора труппы. Чеховская «Чайка» в виде машинописного суфлерского экземпляра пьесы (1896) имеет многочисленные рабочие пометки и имена трех составов исполнителей, выходивших на сцену Александринского театра в постановках на рубеже XIX –  XX веков.

Гордость библиотеки –  издание пьесы Якова Княжнина «Вадим Новгородский». Она была опубликована Екатериной Дашковой в журнале «Русский Феатр» в 1793 году, уже после смерти автора. Бдительная Екатерина II приказала вырезать вольнодумное произведение (почти сто страниц) из всего тиража, успевшего попасть в продажу. Именно эти листы стали предметом страсти библиофилов. Экземпляр в Театральной библиотеке происходит из собрания великого князя Павла Александровича.

Третий том собрания сочинений Мольера издания 1884 года остался бы рядовым. Но в 1913 году его выдали на руки Александру Бенуа, который получил приглашение Константина Станиславского поставить «Мнимого больного» в МХТ. Во время репетиций Бенуа сделал карандашный портрет основателя этого театра.

По словам Харламовой, сейчас за такие «художества» последовало бы как минимум «удаление с поля» –  лишение читательского билета. Но Бенуа простили, а библиотека получила редкий портрет.

Все названные издания входят в фонд «Русская драма» –  собрание драматургии XVIII –  XIX веков на русском языке. Оно показывает, что играли на профессиональной сцене. Режиссерские и суфлерские экземпляры содержат зарисовки мизансцен, хронометраж и другие заметки. Они позволяют представить, как выглядели спектакли, когда не было аудиозаписи и киносъемки.

Оцифровка «Русской драмы» ведется с 2019 года. На сегодня созданы электронные копии 600 книг. Они вошли в электронный каталог Театральной библиотеки, а также в государственный электронный реестр книжных памятников РФ. Впереди еще много работы. Вместе с фондами зарубежной драмы и собранием пьес, прошедших цензуру, для реестра необходимо оцифровать свыше 22 тысяч единиц хранения.

Но это только часть проекта по оцифровке фондов Театральной библиотеки, которые насчитывают 600 тысяч единиц хранения –  рукописи, книги, архивные документы, эскизы костюмов и декораций. Как сообщила Анастасия Гай, директор Театральной библиотеки, оцифровка ведется около тридцати лет. За это время электронный вид получил миллион листов, включая редкую театральную периодику XIX –  начала XX века. За время пандемии к электронному каталогу обращались представители 60 стран.



#проект #библиотека #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6968) от 19.07.2021 под заголовком «Драму тоже оцифруют».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?