В Таврическом саду прошел фестиваль «Вдохновение Арктики»

Кажется, и природа, и люди на сей раз очень постарались, чтобы этот по-настоящему яркий I фестиваль искусства коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Вдохновение Арктики» в Таврическом саду прошел незаметно для города, при минимуме зрителей. В середине рабочей недели с одиннадцати утра под дождем и при плюс 8 градусах до середины парка добредали лишь единицы самых мужественных, но и те ненадолго задерживались под тентом-шатром у сцены. Поглазев немного на колоритные танцы с бубнами и на изделия мастеров художественного промысла в палатках, продолжали начатую пробежку или марш со скандинавскими палками...

В Таврическом саду прошел фестиваль «Вдохновение Арктики» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ну с погодой, положим, не поспоришь. И вероятность того, что она окажется неблагоприятной для уличного мероприятия, в эту пору весьма высока. Но почему бы не провести фестиваль в выходные, когда в парке и под дождем бывают толпы гуляющих? Ответ находим в Сети: в предыдущие выходные с уникальной самобытной культурой коренных малочисленных народов знакомились москвичи – там уже в 16-й раз проходила выставка-ярмарка «Сокровища Севера», в рамках которой и состоялся всероссийский фестиваль культур коренных малочисленных народов «Кочевье Севера». Название другое, но организаторы, артисты и их номера, мастера и мастер-классы преимущественно те же (правда, в значительно усеченном варианте). Отфестивалили там и заехали уж в Питер заодно...

А жаль.

Жаль, что петербуржцы не увидели и не услышали, как поет и танцует Арктика – Чукотка, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Мурманск, Архангельск, Камчатка, Якутия, Таймыр... Не удивились выступлению красавицы Олит Тевлянаут, мастера традиционного чукотского гортанного, или горлового, пения. Ее нежный девичий голос каким-то немыслимым образом мгновенно переключается с регистра на регистр – и вот в ритме бубнов мы уже различаем хриплое дыхание бегущего оленя, рев моржа, медвежий рык, птичьи вскрики... Она прикладывает к губам ванны-ярар – губной бубен (больше известный нам как варган) – и в голоса зверей вплетаются арктический ветер, свист поземки, гудение пурги и даже, может быть, эхо бескрайнего космоса... Поверить, что весь этот оркестр, всю эту музыку производит, непрестанно пританцовывая, эта тоненькая и изящная уроженка Анадыря – лишь своим голосом и дыханием, – действительно трудно. Олит выросла в артистической семье – ее мама выступала в составе Государственного чукотско-эскимосского ансамбля. Впервые девочка вышла на сцену в четырехлетнем возрасте.

Горловое пение – это звуковое подражание природе, – объясняет Олит. – Мне кажется, любой может научиться этому, дело навыка и тренировок. Незнакомые с ним зрители, бывает, не сразу его воспринимают – очень непривычные звуки. Бывают и смешки... Но когда люди понимают, что все это делает один человек своим голосом, начинают слушать внимательно и с удовольствием, представляя эту природу.

Между тем на сцене продолжается колоритный и аутентичный (без скатывания в попсу) праздник северных народов. Артисты, приехавшие в Петербург за многие тысячи километров ради сохранения и продвижения арктической культуры в России, поют и танцуют профессионально и при этом очень искренне, согревая своей энергией немногих замерзающих зрителей. Ансамбли и мастера – сплошь заслуженные, хорошо известные в своих краях и в стране. Ненецкий ансамбль песни и танца «Хаяр», народов севера «Хэйро», фольклорно-этнографический семейный «Сумат нув», долганская этнофольклорная группа «Юргель», чукотский «Кочевник»... Исполнители из Тывы Дамдын Далай и Хуужан Долгармаа познакомили с музыкой тувинцев-тоджинцев – особой этнической группы, проживающей в горно-таежной территории на востоке республики. Кстати, Хуужан получила «Гран-при» в номинации «Вокал» на фестивале, прошедшем в столице, а Дамдын был удостоен там первого места в номинации «Горловое пение».

Также первой в Москве была признана художница декоративно-прикладного искусства Валентина Бельды – ее халат из рыбьей кожи удивлял немногих зрителей и в Таврическом саду. Она приехала из села Джари Нанайского района Хабаровского края.

Фестиваль2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Нанайский национальный халат из рыбьей кожи называется амери, – рассказывает Валентина. – Этот вот состоит из пяти видов кожи – кета, линок, щука, сом и таймень. По низу нашиты украшения – окологубные косточки сазана. Это верхняя рабочая одежда нанайцев. После особой обработки рыбья кожа обретает бесценные качества, одежда из нее очень легкая, спасает от ветра и дождя, прочная.

На изготовление выставочного халата у Валентины ушло три года. Быстро такое не сделаешь – надо найти и сохранить при обработке одинаковые оттенки кожи, чтобы чешуйчатую мозаику собрать, поясняет мастерица.

Прежде Бельды работала в лесной промышленности. «Рыбье» мастерство освоила неожиданно для самой себя, почти случайно:

Рыбья кожа ведь чуть не ушла – никто не хочет ею заниматься, потому что это очень тяжело, – рассказывает Валентина. – Руки болят, спина, устаешь сильно... Министерство природных ресурсов Хабаровского края (отдел коренных малых народов Севера) организовало школу народных промыслов. Первую школу я прошла по бересте, лозе и камышу. Потом одна старенькая мастерица согласилась учить выделке рыбьей кожи, и меня почему-то туда потянуло. По принципу «чем тяжелее, тем интереснее». Да, разминать кожу тяжело, но результат...

За это трудное искусство Валентину сначала приняли в Союз подводников РФ, а теперь еще и в Академию художественных ремесел в Петербурге.

Шитые бисером сумочки, кошельки с резными костяными украшениями, пестрые шерстяные варежки, туески и корзинки – это палатка Магаданской области. Республика Саха (Якутия) выставила национальные украшения из бисера и ковры из оленьего меха...

Но самое, пожалуй, удивительное и редкое для нас искусство представляли косторезы – Станислав Маниго из Магаданской области, Вячеслав Бети и Николай Киргизов с Таймыра, Виктор и Инна Ядне из Ямало-Ненецкого автономного округа. Очень красивые, выразительные, тонкие, детально вырезанные фигурки, украшения и даже картины неизменно задерживали возле палаток косторезов женщин-посетительниц.

Вячеслав Бети привез свои изделия из далекой Дудинки.

Вот это сделано из китовой кости, из рогов оленя, а это из бивня мамонта – их у нас находят много, не меньше, чем нефти, – улыбается мастер.

Сначала Бети учился в Норильском музыкальном училище на художественном отделении. Косторезом, говорит, стал почти случайно:

Нужен был косторез, ну я решил – попробую. Делал сувениры с 1999 года, отправлял на разные мероприятия, выставки и фестивали. Сам не ездил. Большие работы стал делать только в 2018 году и теперь уже второй год езжу по стране со своими выставками.

Молодежь не хочет этим заниматься, сетует мастер:

Этому долго надо учиться, и сама работа медленная, кропотливая. Хотя у меня и были талантливые ребята... Но на норильском комбинате, в морском порту куда больше платят. Чтобы заниматься резьбой, надо очень любить эту работу – больше, чем деньги. Я люблю...


#фестиваль #Таврический сад #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7012) от 20.09.2021 под заголовком «Горячее сердце Арктики».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?