В Старой Деревне представили открытое хранение античной скульптуры

В Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне представили открытое хранение античной скульптуры. Статуи, бюсты, торсы, головы, рельефы и надписи на плитах, мраморные вазы и канделябры... Осколки великой цивилизации, которую называют колыбелью человечества.

В Старой Деревне представили открытое хранение античной скульптуры | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Все представленные античные памятники прежде были недоступны для обозрения, хранились в музейных кладовых. А сейчас они перед нами – на расстоянии вытянутой руки. Посетители Центра в Старой Деревне увидят подобие эрмитажного Римского дворика, где выставлены вазы, канделябры, статуи детей, галерею бюстов императоров, показывающую, сколь популярен был портрет, и лапидарий – коллекцию различных надписей на камнях.

– Открытые фондохранилища – это ноу-хау Эрмитажа, наш вклад в мировое музейное дело, – сказал на открытии Михаил Пиотровский. – Мы доказываем всем, что музейные коллекции должны быть доступны. Но речь идет не о примитивной доступности, а о сложной, когда используется особый вид экспонирования музейных предметов, особый подбор вещей. Когда посетители видят, как формировалось наше представление об античном искусстве, как складывались коллекции, как реставрировались вещи в разные эпохи. Надеюсь, у нас получился интересный, интригующий рассказ.

Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Эрмитажа, провела экскурсию для журналистов. По ее словам, в былые, не столь далекие времена значение имели только подлинники. Их и выставляли. В наше время стали ценить также искусные имитации, копии, подражания. Они ведь тоже могут многое прояснить в истории антиков. В большинстве своем античные предметы покупались в Италии, почти все реставрировались в XVII – XVIII веках. Сегодня признана ценность и этих реставраций.

В коллекции Джона Лайд Брауна, приобретенной в 1778 году императрицей Екатериной II, были не только оригиналы, но и копии. В Старой Деревне демонстрируется треножник, созданный в мастерской Бартоломео Кавачелли, скульптора, реставратора античных памятников.

Хранилище4_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Здесь интересен сюжет рельефа, – обратила внимание журналистов Анна Трофимова. – Видите? Жрица несет к алтарю отрубленную голову. Вероятно, он возник в воображении Кавачелли под влиянием библейской истории про Юдифь и Олоферна.

Необычный экспонат называется «Ногой триумфатора». Почему именно триумфатора? Потому что нога обута в сапожок, который не имели права носить обычные люди – только высокопоставленные военные, сенаторы.

Это закрытый сапог, к тому же украшенный мордочкой барса. В залах античного искусства Эрмитажа такие сапоги можно видеть на статуе бога Диониса. Сапоги простых легионеров были попроще. Но все равно, когда смотришь на эту ногу, не можешь отделаться от мысли, что в таких примерно сапогах древние римляне завоевали почти всю Европу. «Только пыль-пыль-пыль от шагающих сапог...»

Хранилище3_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказали реставраторы, нога в сапоге не фрагмент скульптуры. Она изначально изготавливалась как отдельный предмет: на верхнем срезе столь же высокое качество полировки, как и на других поверхностях. Сделана нога из восточного алебастра медового цвета с тональными переходами.

Мраморная Афродита из коллекции Джона Лайд Брауна – почти калека. От нее остался только торс, да и на нем одна грудь отбита. Но каким-то чудом Афродита все равно кажется прекрасной. Торс был найден на вилле Адриана в Тиволи, возможно, это работа Полихарма Родосского.

Среди надписей на каменных плитах много интересного. Потому что это – обычное, житейское, что приближает древних греков к нам и потому – как-то особенно волнует. Есть декрет о начале выборов в агорономы – людей, которые следили за порядком на рынках, соблюдением мер и весов. Помним, что Древняя Греция – родина демократии. Есть надгробные эпитафии – печальные, лирические, философские, горькие. Мне запомнился декрет, принятый в 340 году до н. э., – о том, что актерам нужно выплатить гонорар 500 драхм. Кстати, это были неплохие деньги, ведь хороший плащ стоил 10 – 20 драхм.

#выставка #скульптура #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (6897) от 06.04.2021 под заголовком «Нога триумфатора в Старой Деревне».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?