В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
В залах петербургского Союза художников открылась традиционная выставка «Весна-2023». По нечетным годам живописцы отдыхают: право сыграть партию первой скрипки в большом оркестре городского изобразительного искусства предоставлено графикам. Не забыты скульпторы, «прикладники» и фотохудожники.
Александр Гордин. «Эол. Восход солнца». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Когда в одном проекте собрано более тысячи произведений 400 петербургских художников, каждый зритель обязательно найдет для себя что‑то интересное. На входе публику встречает скульптура Василия Ануфриева «Геркулес из геркулеса», исполненная из крупы по мотивам знаменитой античной статуи третьего века нашей эры. Ироничный диалог с классиками поддержал только Олег Ильдюков. Его «Девочка на шаре» — отсылка к знаменитой картине Пикассо под тем же названием, созданной в 1905 году. Девочка все так же юна и стройна, а вот мужчина состарился и отрастил брюшко.
Многих петербургских графиков по‑прежнему интересует книжная иллюстрация. Антон Ломаев в изысканных эскизах к «Снежной королеве» перенес действие сказки Андерсена в начало ХХ века (если судить по изображенным автомобилям). Именно тогда в мире появилось много проблем, которые беспокоят нас и сегодня.
Карина Соловьева создала иллюстрации к «Сказкам народов Сибири и Дальнего Востока о созвездиях». Она смело предположила, что древний человек «спроецировал» на небо рогатую голову оленя, нашел совпадение с расположением звезд и дал имя созвездию.
«Ластик» и «Листик» — персонажи сказок Александра Боровского, известного историка искусства. В рисунке Станиславы Малаховской они напоминают двух художников-«абстракцистов», как говорил один исторический персонаж середины ХХ века. Борис Забирохин, иллюстратор русских народных сказок, блеснул женскими портретами, исполненными легкой, почти прозрачной сепией.
Против ожидания пейзажей на выставке немного, большинство авторов волнует петербургское историческое наследие. Акварель Ольги Кабаевой «Красный треугольник» призывает спасти разрушающееся промышленное здание. Рисунки Алисы Юфа «Джинсы надо» и «Курта надо» — впечатления художницы от посещения Апраксина двора со всеми его проблемами. «Ветер странствий» Ольги Шаюновой изображает беззаботную туристку, но за ее спиной — здание Конюшенного ведомства, давно ждущее реставрации.
О вечном размышляют Александр Гордин, мастер создавать объекты из сложно совместимых материалов — стекла и металла, и Татьяна Власова, работающая в технике текстильного коллажа. Они попали в раздел прикладного искусства. Объект «Эол. Восход солнца» Гордина — портрет античного героя, который мудро владел всеми ветрами Земли, использовал их в интересах добрых людей и богов. Нам так не хватает его сегодня. Коллаж «Новые силуэты» Власовой показывает трассу Западного скоростного диаметра. Изобразив бетон и асфальт с помощью легких кружев, художница напоминает старую истину о том, что польза и красота должны быть синонимами.
Фотографии в кои‑то веки достались отдельных два зала. Здесь лидер — пронзительный портрет петербургского художника Геннадия Устюгова, созданный Андреем Белле.
Выставка работает по 9 апреля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7384) от 29.03.2023 под заголовком «Сила геркулеса».
Комментарии