В Сланцевском историко-краеведческом музее провели «круглый стол»

«Круглый стол» на тему реновации музеев в промышленных городах провели в Сланцевском историко-краеведческом музее, входящем в Музейное агентство Ленинградской области. Музейщики — специалисты по развитию и проектированию экспозиций, а также дизайнеры и художники вели свой неформальный и заинтересованный разговор в антураже новой экспозиции, работа над которой завершается. Для публики она откроется в середине апреля.

В Сланцевском историко-краеведческом музее провели «круглый стол»  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Для начала Раис Саитгареев, заведующий музеем, провел короткую экскурсию по трем его залам. Создан музей был ровно полвека назад и изначально находится на первом этаже жилого дома. Новая экспозиция в строгом пространстве (бетонные стены, большие окна) уходит от традиционных краеведческих, соединяя приемы показа открытых фондов, сопровождаемых короткими текстами для самостоятельного посещения музея. «Важно, чтобы можно было и рассматривать, и рассказывать», — пояснил один из дизайнеров экспозиции.

В первом зале создана «стена времени», начиная от показа горючих сланцев, миллионы лет назад появившихся в донных отложениях, до резиновых тапочек-сандалий, которые известны под названием «сланцы». В середине 1920‑х годов геологи нашли месторождение твердого топлива, вскоре была построена первая шахта, возник рабочий поселок, в будущем — город Сланцы. Шахтерские каски — на самом почетном месте. Что касается сандалий, то интересна история появления их названия. Местный завод, входивший в объединение «Красный треугольник», выпускал эти сандалии, на подошву ставился штамп места производства — «Сланцы». На том же заводе было освоено и массовое производство спортивной обуви — многие помнят еще кеды с основой из резины красного цвета.

На стене музейного зала размещена трогательная мраморная «мемориальная» доска со словами «СПБургской Губернии Гдовского уезда Осьминской волости 5 стана деревни Дретна крестьянских дворов 61 душ 143». Это результаты переписи населения 1911 года, сейчас в Дретно постоянно проживают несколько человек.

Второй зал построен как большая интерактивная инсталляция, создающая образ помещения, где шахтеры отдыхают после смены или готовятся идти в забой, рядом — фрагмент «красного уголка», рассказывающего об истории города, визитах сюда Сергея Кирова, лидера ленинградских коммунистов, который поддержал добычу топлива для электростанций. Последний раз он был в Сланцах в июне 1934 года, в сентябре началась промышленная добыча и продолжалась до 2010‑го.

Третий зал станет выставочным. Сейчас там готовится выставка «Консервы и грезы», представляющая продукцию Сланцевского консервного завода советских времен. Срок годности компотов и лимонадов давно истек, но сохранились этикетки, вместе они стали артефактами.

Как рассказала Леся Колесникова, в недавнем прошлом директор Музейного агентства, работа над новой экспозицией сланцевского музея заняла в общей сложности десять лет. Музейщики обратились к ветеранам, работавшим в шахтах. Они говорили, что тот яркий период в жизни Сланцев завершен, но город должен развиваться, в строительстве новой жизни людям должен помочь музей.

Именно поэтому были привлечены в общей сложности тридцать разных специалистов из Петербурга, Москвы и самих Сланцев. Концепция музея несколько раз трансформировалась. Начали с консультаций с геологами, палеонтологами, археологами, проверившими тексты этикетажа. Закончили созданием такого пространства, чтобы молодой посетитель, посмотрев в окно музея, почувствовал: ему творить новую историю города.

По словам Владимира Цоя, заместителя председателя правительства Ленинградской области, сланцевский музей может стать исходной точкой для промышленного и архитектурного туризма в этой части региона. После окончания Великой Отечественной войны до 1970‑х годов создавалась комфортная городская среда в разных архитектурных стилях. В 1957‑м в микрорайоне Большие Лучки был построен Дворец культуры, на открытии которого выступал Кировский театр. По легенде, артисты подарили люстру, она сохранилась. Недавно дворец капитально отреставрирован на региональные средства.

Участники «круглого стола» обсудили предстоящую реновацию двух музеев. В этом году начнется проектирование для Сосновоборского музея современного искусства. По словам Анастасии Коноваловой, заведующей музеем, необходимо создать современное пространство для постоянной экспозиции, это основа музея и его достояние. Музейщики рассчитывают увеличить площадь фондохранилища, которое активно пополняется. Возможно, воплотится идея открытого хранения. Музею необходим зал-трансформер для выставок разного формата, а также помещение, оборудованное для лекций и кинопоказов.

Ольга Ершова, заведующая Киришским историко-краеведческим музеем, рассказала, что сотрудники общаются с жителями города — от работников промышленных предприятий до ребят из детских садов — и просят рассказать о музейных предметах, как они их видят и понимают. Каждый должен почувствовать, что это его музей.

Читайте также:

В Северной столице открылась выставка «Москва Эммануила Евзерихина»

Глина, дерево, весна. В Северной столице прошёл традиционный День скульптора


#музей #круглый стол #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7860) от 04.03.2025 под заголовком «Свой музей».


Комментарии