Глина, дерево, весна. В Северной столице прошёл традиционный День скульптора
Традиционный День скульптора в мастерских на Заневском проспекте, 26, состоялся восьмой раз. Двери открылись для всех желающих, праздник самого сдержанного из искусств, как и в прежние годы, был приурочен к дню рождения Микеланджело. В этом году у него круглая дата — 550 лет со дня рождения.

ФОТО Ксении ПОПОВОЙ
Утром у входа в здание Дома скульптора, который охраняет каменный лев, встречаю Антонину и Андрея — они привели дочерей Таисию и Майю (обе учатся в художественной школе) на мастер-класс по лепке. Туда же спешат Инна Васильевна, пенсионерка, и Ярослав с папой Платоном, он представился как «классический инженер», редкая профессия в наши дни.
Мастер-класс «Свистулька из глины» проводит скульптор Владислав Серов, сокуратор фестиваля. Он поясняет детям и взрослым, что важно не только создать правильную форму птички, но и сделать отверстие под нужным углом. Иначе не будет «петь». На вопрос о том, как им понравился мастер-класс, дети дружно поднимают вверх большой палец.
Любителей лепки сменяют посетители, пришедшие на мастер-класс «Рубка мрамора. Как и чем работали старые мастера». Серов объясняет им, что такое коелга — светлый уральский мрамор и как пользоваться инструментами — «молотком для кистевого удара» (подобный применял Микеланджело) и «скарпелем-троянкой» для высекания формы из камня. Скульптор поясняет, что ему приходится самому заниматься ковкой, пополняя наборы инструментов, выпускаемых промышленностью.

ФОТО Ксении ПОПОВОЙ
Пока публика практикуется на твердом материале, обхожу мастерские, чтобы поговорить со скульпторами. Лева Бейбутян работает над бюстом военного летчика Героя Советского Союза Дмитрия Медведева, его планируется установить на Комендантском проспекте.
Скульптор также создает парковую композицию «Первое чувство», изображающую юную пару. Наталья Тихомирова, ученица Бейбутяна, рассказывает, что сейчас использует навыки ваятеля для работы в кино — декоратором и художником-постановщиком.
Николай Анциферов работает над бюстом медика академика Александра Авцына, скульптура будет установлена в здании НИИ, носящего его имя. Ирина Расковская готовится показать строгому КГИОП модель воссоздаваемой скульптуры «Аполлон с кифарой», которая располагалась во дворе знаменитого дома Брюллова — Сюзора по Кадетской линии, 21. Сейчас здание находится на реставрации. Скульптура и изящный кронштейн с завитками были сделаны из обожженной глины и могли бы веками стоять на открытом воздухе. Увы, против вандалов Апполон оказался бессилен. По словам Расковской, кронштейн, который она реставрирует, вернется на свое место. Новая скульптура будет отлита из полимерного материала.
Некоторые авторы сейчас работают для себя. Светлана Рупасова занимается серией пейзажей пастелью по итогам поездок в Брянскую область, в частности в усадьбу Федора Тютчева «Овстуг», а также в горы Дагестана. Павел Тихомиров только что закончил объект «Динозаврик» — ископаемое из железа держит в передних лапах смартфон из черного габбро-диабаза.

Два автора не смогли лично присутствовать на празднике, но попросили коллег открыть двери своих мастерских. У Айдара Ишемгулова всеобщее внимание привлекла композиция из дерева «Мальчик идет из бани» — пацан лет восьми шагает в большой ушанке и огромных для него отцовских валенках. Василиса Балашова, которая «специализируется» на архаических образах женщин — символов плодородия, на один день превратила свою мастерскую в выставочный зал, где продемонстрировала не только скульптуры, но и огромные двухметровые эскизы, выполненные углем.
Вадим Трояновский, 87‑летний старейшина Дома скульптора, беседовал с молодыми коллегами около своей работы, версии памятника Ольге Берггольц (он установлен почти десять лет назад в Палевском саду). По мнению Трояновского, День скульптора необходимо сделать более известным в Петербурге. Возможно, надо организовать в коридорах Дома выставку рисунков учащихся городских художественных школ.
Вернувшись в мастерскую Серова, замечаю, что там проходит еще один необычный мастер-класс — «Скульптурный батл. Лепка портрета лицом к лицу (двуликий Янус)». Участники парами лепят портреты друг друга по разные стороны одного пласта глины.
Андрей — Алиса и Михаил — Софья учатся на юристов в Президентской академии, они впервые на празднике скульптуры. «Для начала — хорошо», — оценил их работу Серов.
В середине дня состоялся «круглый стол», посвященный скульптуре в общественных пространствах. Серов рассказал об участии петербургских скульпторов в Пушкинском фестивале в Михайловском летом прошлого года по случаю 225‑летия со дня рождения поэта. Организаторы фестиваля специально пригласили несколько авторов из Дома скульптора. Это было красивое событие: очень разные произведения были установлены на михайловских лугах. Но празднование юбилея закончилось, и продолжения у этой скульптурной выставки, к сожалению, не будет. Самые разные произведения нужны и в новых монотонных городских кварталах. Об этом говорил скульптор Семен Платонов, сокуратор праздника.
Это ему принадлежит фраза о том, что «в детстве все мы играли с пластилином, и вдруг игра стала профессией».
В ТЕМУ
В мини-галерее «Лифт» под самой крышей здания на Заневском открылась выставка молодых резидентов Дома скульптора «Игры с объемами» (6+). Информация о порядке посещения выставки будет размещена на странице Дня скульптора в социальных сетях.
Читайте также:
Лицеисты и кавалеристы. Новый Лермонтовский музей наполняется экспонатами
В Святодуховском центре Александро-Невской лавры открылась передвижная выставка
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7859) от 03.03.2025 под заголовком «Глина, дерево, весна».
Комментарии