Глина, дерево, весна. В Северной столице прошёл традиционный День скульптора

Традиционный День скульптора в мастерских на Заневском проспекте, 26, состоялся восьмой раз. Двери открылись для всех желающих, праздник самого сдержанного из искусств, как и в прежние годы, был приурочен к дню рождения Микеланджело. В этом году у него круглая дата — 550 лет со дня рождения.

Глина, дерево, весна. В Северной столице прошёл традиционный День скульптора | ФОТО Ксении ПОПОВОЙ

ФОТО Ксении ПОПОВОЙ

Утром у входа в здание Дома скульп­тора, который охраняет каменный лев, встречаю Антонину и Андрея — они привели дочерей Таисию и Майю (обе учатся в художественной школе) на мастер-класс по лепке. Туда же спешат Инна Васильевна, пенсионерка, и Ярослав с папой Платоном, он представился как «классический инженер», редкая профессия в наши дни.

Мастер-класс «Свистулька из глины» проводит скульптор Владислав Серов, сокуратор фестиваля. Он поясняет детям и взрослым, что важно не только создать правильную форму птички, но и сделать отверстие под нужным углом. Иначе не будет «петь». На вопрос о том, как им понравился мастер-класс, дети дружно поднимают вверх большой палец.

Любителей лепки сменяют посетители, пришедшие на мастер-класс «Рубка мрамора. Как и чем работали старые мастера». Серов объясняет им, что такое коелга — светлый уральский мрамор и как пользоваться инструментами — «молотком для кистевого удара» (подобный применял Микеланджело) и «скарпелем-троянкой» для высекания формы из камня. Скульптор поясняет, что ему приходится самому заниматься ковкой, пополняя наборы инструментов, выпускаемых промышленностью.

Скульпторы1.jpg
ФОТО Ксении ПОПОВОЙ


Пока публика практикуется на твердом материале, обхожу мас­терские, чтобы поговорить со скульп­торами. Лева Бейбутян работает над бюстом военного летчика Героя Советского Союза Дмитрия Медведева, его планируется уста­новить на Комендантском проспекте.

Скульптор также создает парковую композицию «Первое чувство», изображающую юную пару. Наталья Тихомирова, ученица Бейбутяна, рассказывает, что сейчас использует навыки ваятеля для работы в кино — декоратором и художником-постановщиком.

Николай Анциферов работает над бюстом медика академика Александра Авцына, скульптура будет установлена в здании НИИ, носящего его имя. Ирина Расковская готовится показать строгому КГИОП модель воссоздаваемой скульптуры «Аполлон с кифарой», которая располагалась во дворе знаменитого дома Брюллова — Сюзора по Кадетской линии, 21. Сейчас здание находится на реставрации. Скульптура и изящный кронштейн с завитками были сделаны из обожженной глины и могли бы веками стоять на открытом воздухе. Увы, против вандалов Апполон оказался бессилен. По словам Расковской, кронштейн, который она реставрирует, вернется на свое мес­то. Новая скульптура будет отлита из полимерного материала.

Некоторые авторы сейчас работают для себя. Светлана Рупасова занимается серией пейзажей пастелью по итогам поездок в Брянскую область, в частности в усадьбу Федора Тютчева «Овстуг», а также в горы Дагестана. Павел Тихомиров только что закончил объект «Динозаврик» — ископаемое из железа держит в передних лапах смартфон из черного габбро-диабаза.

Два автора не смогли лично присутствовать на празднике, но попросили коллег открыть двери своих мастерских. У Айдара Ишемгулова всеобщее внимание привлекла композиция из дерева «Мальчик идет из бани» — пацан лет восьми шагает в большой ушанке и огромных для него отцовских валенках. Василиса Балашова, которая «специализируется» на архаических образах женщин — символов плодородия, на один день превратила свою мастерскую в выставочный зал, где продемонстрировала не только скульптуры, но и огромные двухметровые эскизы, выполненные углем.

Вадим Трояновский, 87‑летний старейшина Дома скульптора, беседовал с молодыми коллегами около своей работы, версии памятника Ольге Берггольц (он установлен почти десять лет назад в Палевском саду). По мнению Трояновского, День скульптора необходимо сделать более известным в Петербурге. Возможно, надо организовать в коридорах Дома выставку рисунков учащихся городских художественных школ.

Вернувшись в мастерскую Серова, замечаю, что там проходит еще один необычный мастер-класс — «Скульптурный батл. Лепка портрета лицом к лицу (двуликий Янус)». Участники парами лепят портреты друг друга по разные стороны одного пласта глины.

Андрей — Алиса и Михаил — Софья учатся на юристов в Президентской академии, они впервые на празднике скульптуры. «Для начала — хорошо», — оценил их работу Серов.

В середине дня состоялся «круг­лый стол», посвященный скульптуре в общественных пространствах. Серов рассказал об участии петербургских скульпторов в Пушкинском фестивале в Михайловском летом прошлого года по случаю 225‑летия со дня рождения поэта. Организаторы фестиваля специально пригласили несколько авторов из Дома скульптора. Это было красивое событие: очень разные произведения были установлены на михайловских лугах. Но празднование юбилея закончилось, и продолжения у этой скульптурной выставки, к сожалению, не будет. Самые разные произведения нужны и в новых монотонных городских кварталах. Об этом говорил скульптор Семен Платонов, сокуратор праздника.

Это ему принадлежит фраза о том, что «в детстве все мы играли с пластилином, и вдруг игра стала профессией».

В ТЕМУ 

В мини-галерее «Лифт» под самой крышей здания на Заневском открылась выставка молодых резидентов Дома скульптора «Игры с объемами» (6+). Информация о порядке посещения выставки будет размещена на странице Дня скульптора в социальных сетях.

Читайте также:

Лицеисты и кавалеристы. Новый Лермонтовский музей наполняется экспонатами

В Святодуховском центре Александро-Невской лавры открылась передвижная выставка


#День скульптора #Мастер-класс #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7859) от 03.03.2025 под заголовком «Глина, дерево, весна».


Комментарии