В широкий прокат вышел фильм Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина»

В широкий прокат вышел фильм Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина» | Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Премьера сопровождалась мощной рекламной кампанией. В Петербурге на первый показ артисты прибыли в каретах. В московском метро на станции «Воробьевы горы» устроили выставку костюмов. А 10 февраля, в день памяти Пушкина, исполнитель главной роли Юра Борисов в кудрях и сюртуке раздавал в метро красные розы. К тому же прокатчикам улыбнулась удача: Юру Борисова номинировали на «Оскар»…

Мнения о «Пророке», пожалуй, главном фильме сезона, разделились. Одни в восторге, другие в шоке. Помнится, так же спорили в прошлом году о «Мастере и Маргарите». А это значит, что фильм задел за живое.

«Пушкин, который поет и танцует? Читает рэп? Как осмелились?» — возмущаются одни. «А вы хотели бы посмотреть очередную скучную биографию?» — парируют другие.

Жанр биографии, или байопик, в кино популярен всегда. Что понятно, ведь многих привлекает возможность увидеть жизнь знаменитости в подробностях. В то же время это один из самых сложных жанров. Пересказать биографию даже обычного человека за пару часов практически невозможно. Тем более это невозможно, если речь идет о человеке выдающемся. Приходится дейст­вовать в стиле «галопом по Европам». Или изобретать какую‑нибудь особую оптику. Вот молодой и до «Пророка» не известный широкой публике режиссер Феликс Умаров, пришедший из рекламы, придумал сделать фильм о поэте в жанре мюзикла с песнями, танцами и даже рэп-батлами. При этом биографическая канва жизни Пушкина в целом соблюдена — от учебы в Императорском лицее до роковой дуэли и смерти.

Юра Борисов с его славянской внешностью совсем не похож на Пушкина, несмотря на то что его сегодняшняя фирменная лысина в фильме сменилась куд­ряшками. Но вот сила таланта: на экране — Пушкин, живой, безрассудный, мятежный, сомневающийся, служащий своему дару.

Подбор актеров в целом впечатляет. Женские персонажи, правда, слабее мужских. Запомнилась только Полина Кутепова в эпизодической роли гадалки, предсказавшей Пушкину долгую жизнь, если он не погибнет в 37 лет от белой лошади или белой головы. Она выглядит как античная пифия, и от всей сцены вдруг веет потусторонним: «Великий Пушкин! Дикий, неукротимый дух!».

Но все актрисы, на мой взгляд, ослепительно красивы. И воздушная Светлана Ходченкова в роли Авдотьи Голицыной, прозванной Принцессой Ночи, и яркая «роковуха» Аня Чиповская, сыгравшая Елизавету Воронцову. И совсем юная, нежная и простоватая Алена Долголенко — Натали.

Из мужских актерских работ, кроме Юры Борисова, который вне конкуренции, выделим Сергея Гилева, сыгравшего графа Бенкендорфа. Затянутый в кожаный сюртук, он предстает в «Пророке» не просто главным начальником Третьего отделения, а воплощением серых кардиналов разных эпох. Вспоминается его недавняя работа — роль демонолога, который сам одержим демоном, в мистическом сериале «13 Клиническая». Там он, кстати, тоже носит черный кожаный пиджак. И очень хорош в совсем небольшой роли дядьки Пушкина Никиты Козлова известный петербургский артист Олег Рязанцев.

В последнее время в нашем кино многие научились делать эффект­ную картинку. Работа оператора, сценографов, художников по кос­тюмам впечатляет и в «Пророке». Картина частично снималась «на натуре», в роскошных ин­терьерах петербургских дворцов — в Юсуповском, Мраморном, Строгановском. Бал у княгини Голицыной шумит в Доме архитектора, особняке Половцова. А квартиру Пушкина пришлось строить на «Ленфильме», поскольку площадь Мемориального музея-квартиры на Мойке, 12, небольшая. «Ленфильм» предоставил для съемок павильон, часть костюмов, реквизит, гримерные и костюмерные, аппаратную цветокоррекции.

Костюмы Татьяны Патрахальцевой в общих чертах следуют моде первой трети XIX века, передавая смену стилей от ампира до бидермайера. Но, так сказать, без фанатизма. Можно заметить много деталей, цветов, аксессуаров из «другой оперы». Как, например, причудливый кокошник из перьев на прелестной голове княгини Голицыной. О кожаном «чекистском» сюртуке графа Бенкендорфа уже сказано выше… Все это придает картине некоторую карнавальность. Мюзикл все же.

Вот только музыка в этом мюзикле — камень преткновения. Хотя саундтрек написал опытный российский композитор Райан Оттер, в фильме нет хитов — ни одна мелодия не запоминается. Кроме рэп-батла Пушкина и графа Бенкендорфа. Это мог бы быть один из лучших музыкальных номеров. Но текст! «Вам это нелегко понять, моя задача охранять людское хрупкое сознанье от сумбура мирозданья», — обращается Бенкендорф к Пушкину. Как‑то не совсем по‑русски? Ощущение, что текст написал ИИ. Но нет, у текстов есть автор — журналист и музыкант Василий Зоркий.

Так стоит ли смотреть фильм? Да, если вы в принципе открыты новому. Это интересный эксперимент. И адресован «Пророк» не только подросткам, выросшим на «Тик-токе». Немало вполне взрослых, хорошо образованных людей с восторгом приняли фильм.

Образ Пушкина в массовом сознании меняется в зависи­мости от многих причин. Вспомним, как в начале XX века футуристы призывали «сбросить Пушкина с корабля современности». Как в тридцатые годы после пышного празднования столетия со дня смерти поэта его образ был возведен на пьедестал. Написанный одним из классиков русской живописи Петром Кончаловским в 1930‑е годы портрет поэта вызвал шквал критики. Дело в том, что Кончаловский изобразил Пушкина с гусиным пером в руках, сидящим на кровати по‑турецки, с голыми ногами. Художник вынужден был переделать картину — прикрыть ноги поэта одеялом.

Освобождение образа Пушкина в отечественном искусстве от принятого во времена соцреализма официального канона, «позолоты и алого бархата», происходило постепенно. Еще в 1971‑м, уже после эпохи «оттепели», Михаил Козаков во МХАТе решил поставить пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка». И пригласил на роль Пушкина Ролана Быкова. «Мхатчики» приняли это назначение в штыки. Ангелина Степанова даже сказала, что в такого Пушкина невозможно влюбиться. Спектакль запретили. «Бабушку» поставил три года ­спустя Олег Ефремов. И сам сыграл Пушкина…

За пару недель до премьеры «Пророка» в БДТ прошел посвященный Пушкину фестиваль «Наше все». В программе было три новых спектакля, поставленных молодыми режиссерами по мотивам «Маленьких трагедий». А между ними — веселый карнавал, который захватил все театральное здание с фойе, променуарами, буфетом. На парадной лестнице проходили рэп-батлы… Да, у нашего времени вот такой Пушкин. Рок-звезда. Звезда по имени Солнце русской поэзии.

P. S. 17 февраля на «1‑м канале» начался показ сериала режиссера Владимира Щеголькова «Натали и Александр» (18+). Это история любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина...

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

Странная-странная сказка. В прокат вышел фильм «Агния» Павлы Стратулат

«Екатерина Великая», «Красный шелк». Новинки кино: с 20 февраля


#кинематограф #Александр Пушкин #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7852) от 20.02.2025 под заголовком «Поэт в сумбуре мироздания».


Комментарии