Странная-странная сказка. В прокат вышел фильм «Агния» Павлы Стратулат

Фильм стал дебютной работой Павлы Стратулат, выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров и сценарной магистратуры ВГИКа.

Странная-странная сказка. В прокат вышел фильм «Агния» Павлы Стратулат | Кадр из фильма «Агния»

Кадр из фильма «Агния»

Жанр обозначен как «сказочное драмеди», то есть некая помесь сказки, драмы и комедии. Сюжет прост. Это вечная история про квартирный вопрос, который, как сказал классик, неизбежно портит людей. Впрочем, сюжет — лишь стержень, на который режиссер нанизывает смыслы и образы.

В некотором царстве, то бишь забытом богом северном городке, живет Агния (Евгения Громова) — женская версия мальчика Кая, который и Герду не дождался, и Снежной королеве наскучил. Молодая женщина никогда не мерзнет, скупа на слова и эмоции. И только главная музыкальная тема картины (композитор Денис Антонов) настойчиво намекает на то, что в героине тайно пульсируют и жизнь, и страсть.

«Агния Негина — потомственная печница, наша достопримечательность» — так представляют заледеневшую, потерявшуюся в безразмерной прозодежде красавицу зрителям и будущему главе местной администрации Борису Нефедову (Сергей Гилев). Впрочем, сама Агния профессионального феминитива не признает и именует себя печником. Хотя легко соглашается на «рыбачку» (подледная рыбная ловля — ее хобби).

Живет она вместе с сыном Максом в аварийном доме, где уже давно нет отопления. Соседи бунтуют (то пикет организуют, то телевидение позовут), а Агния… ­просто живет. По крайней мере до тех пор, пока в квартире не случается пожар.

Познакомившись с ней, Борис совершает несколько попыток улучшить рыбачке жизнь. Сначала привозит в больницу, где лежит ненароком выпавший из окна мальчик Макс, игрушки и лакомства. Потом поручает ей сложить печь, о которой давно мечтал. И не вполне понятно, делает ли он это в рамках предвыборной кампании или по зову сердца. Всего понемножку, надо полагать.

Агния принимает заказ, даже переселяется на время работы в усадьбу Бориса. А там — дом полная чаша: жена — красавица в депрессии и дочь — сплошное очарование, которая грезит охотой и тренируется со снайперской винтовкой.

На участке в прозрачных домиках-аквариумах живут птички, кормить которых — единственная забота жены Насти (Александра Виноградова). Да и сам коттедж похож на такой же аквариум — стены прозрачные, все за ними видно, а не выбраться. Настя и ее дочь Василиса (Александра Ба­баскина) — те же птички в стек­лянной клетке.

Рядом с коттеджем — изба, именно в ней требуется сложить печь. Тут все настоящее, природное — дерево, камень и глина, огонь и тепло. Казалось бы, вот он, очаг, у которого можно собраться, объединиться. Однако Агния прогоняет всех и запирается на задвижку.

История о поисках каждым из героев своей жизни и своего дома, обустроенного по желаниям хозяина, развивается неспешно. ­Иногда верится, что герои нашли точки соприкосновения, но они вновь расходятся, ссорятся.

И фильм не о том, что люди не слышат или не понимают друг друга. Наоборот — персонажи фильма прекрасно чувствуют боль ближнего, просто слишком редко позволяют себе выразить сочувствие, выпустить наружу живую эмоцию.

Речь артистов максимально приближена к бытовой, разговорной. В ХХ веке в театре существовал такой термин — «бормотальный реализм». Актеры осознанно уходили от сценической четкости, чистоты произношения, желая очеловечить своих героев. Вот и в «Агнии» персонажи проговаривают текст негромко, мягко — иногда не все слова можно расслышать. Зато все сопутствующие звуки прекрасно различимы — скрип снега, стук шагов, звон посуды, шорох одежды. И все это в нескором, гипнотическом ритме. И только музыка, возникающая время от времени, напоминает о том, что подо льдом тишины бурлит жизнь. Как она прорывается? Абсурдом, внезапной алогичностью решений и поступков.

В финале Агния и вовсе попадает в сказочный лес, залитый хтоническим туманом, из которого в конце концов выходит на солнце. И впервые улыбается — сыну, миру, себе самой. С одной стороны, поверить в хеппи-энд трудно — он возникает потому, что так положено в сказке. С другой — после­вкусие после просмотра остается неожиданно светлое. Может быть, потому, что нам все‑таки подсказали, в какой стороне искать выход из ледяной клетки.

Павла Стратулат в одном из интервью говорит об Агнии так: «Ее отстранение было своеобразным щитом от реальности, который все пытаются пробить, а героиню склонить на свою сторону. И в какой‑то момент они пробивают — или Агния сама дает пробить, потому что невозможно существовать в постоянной защите». В той или иной мере подобное превращение происходит и с другими персонажами. Так что фильм получается не о выживании в суровых условиях, а о том свете, который нужно зажечь внутри себя, чтобы начать решать проблемы снаружи.

Да, наверное, это кино не для всех. Оно — для идеалистов, живущих в поиске смыслов, не чуждых философии, доверяющих сказкам.

Возрастное ограничение 18+

Читайте также:

Орлы за «Воздух и «Любовь». Как прошла церемония вручения ежегодной кинопремии?

На больших экранах вышла киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»


#премьера #кинематограф #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7842) от 06.02.2025 под заголовком «Странная-странная сказка».


Комментарии