В Северной столице состоялась премьера оперы-буфф «Тайный брак» Чимарозы

Премьера оперы-буфф «Тайный брак» Чимарозы в постановке Татьяны Карпачевой состоялась в театре «Санкт-Петербург-опера».

В Северной столице состоялась премьера оперы-буфф «Тайный брак» Чимарозы | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Из восьмидесяти опер Доменико Чимарозы «Тайный брак» оказалась самой популярной. Он сочинил ее по заказу, став новым придворным капельмейстером при дворе императора Леопольда в Вене, сменив на этом посту самого Антонио Сальери. Моцарту, который был старше Чимарозы на семь лет, уже не довелось увидеть эту премьеру в Вене в 1792 году. А в «Тайном браке» именно моцартовский дух, темперамент и сюжетные интриги определяют стилистику и драматургию.

Чимароза пережил Моцарта на десять лет, сильно поднаторев в жанре комической оперы, выстроив мост от зальцбургского гения к Россини и его «Севильскому цирюльнику». В России в дань гению этого итальянца могли бы время от времени ставить, например, его эффектнейшую оперу «Клеопатра». Ее Чимароза написал в Санкт-Петербурге, находясь в статусе придворного композитора Екатерины II, сменив ее любимца Паизиелло. Попытку предпринимал Валерий Гергиев пару десятков лет назад, поручив исполнение сначала фрагментов «Клеопатры» солистам Академии молодых певцов Мариинского театра и дирижеру Михаилу Синькевичу, а затем передав бразды дирижерского правления Михаилу Агресту, исполнившему уже полноценную постановку выдающегося британского режиссера Джонатана Миллера, большого друга Гергиева. Эта бесценная партитура с тех пор вновь залегла на неопределенный срок в нед­рах Центральной музыкальной библиотеки Мариинского театра, в так называемой Итальянской оперной коллекции XVIII века, хранящей рукописи итальянских композиторов, служивших капельмейстерами при русском дворе.

Режиссер Юрий Александров доверил постановку «Тайного брака» так же, как сделал это в 1991 и 1997 годах, на заре существования «Санкт-Петербург-оперы», своей жене, коллеге, бессменному помощнику в житейских и театральных вопросах Татьяне Карпачевой. Художник «Тайного брака» остался общий, незаменимый, семейный — Вячеслав Окунев, создавший очередное элегантное пышное сценическое убранство спектакля. Больше всего это оформление хотелось сравнить с многоуровневым высококалорийным и приторным свадебным тортом или механической шкатулкой, украшенной резьбой и камнями.

А уж как идеально он вписался в необарочный интерьер особняка фон Дервиза — ни в сказке сказать, ни пером описать. Сюжет оперы в целом не сильно замысловат и во многом типичен для эпохи, а потому запутан, как садово-парковый лабиринт. В этом проявилось стремление Чимарозы к интеллектуализации «низкого жанра» оперы-буфф, которое, впрочем, уже случилось в «Свадьбе Фигаро» Моцарта с запасом на пару веков вперед. Были у купца Джеронимо две дочери на выданье и немолодая сестра, и случился на их общее счастье граф Робинзон, которому связь с купеческой казной очень бы не повредила. В отличие от ранней оперы-буфф «Тайный брак» продемонстрировал движение в сторону психологизации, усложнение взаимоотношений, прорисовку тонких черт в портретах героев.

Режиссер без труда выстроила мизансцены, хотя в антракте Юрий Александров не зря обмолвился, что опера «кажется безделкой, а столько хлопот». Одну из таких «хлопотных» мизансцен остроумно выстроили как урок сестры Джеронимо Фидальмы, страстно играющей на экстравагантной виолончели. Звуки инструмента, исполняемые разными комическими штрихами от глиссандо до щипков, уморительно имитировали истинные мысли и желания перезревшей красотки, мечтающей закрутить роман с молоденьким конторщиком Паолино, тайно обвенчавшимся с младшей дочерью Каролиной… Режиссер с художником не могли не обыграть и имя графа Робинзона, напялив ему дреды, снабдив татуировками и изрядно поистрепавшимся костюмом героя романа Дефо. Так они встроили в драматургию контраст заплывшего жирком буржуазного быта и дикого мира неизведанной свободы. Впрочем, в костюмах купеческих дочек было достаточно фривольностей, полученных от дизайна XXI века.

Легкий, но изобретательно мелодичный, богатый на ритмы и гармонии стиль Чимарозы пришелся по нраву солистам «Санкт-Петербург-оперы», которых в этом спектакле всех хотелось бы называть молодыми. Стилистически идеальный ансамбль цементировал своим колоратурным басом Евгений Баев в образцовой буффонной партии Джеронимо. Он искрился в фирменных скороговорках, не упуская возможности показать и насыщенные кантиленные линии. Щегольнула возможностями школы вокально-драматической игры меццо-сопрано Юлия Птицына в партии Фидальмы, утрированно комично «садясь» на регистровых низах. Сопрано Евгения Кравченко показала примадоннскую суть образа старшей дочери Лизетты. В Робинзоне, исполненном басом Георгием Сологубом, слышалось и виделось многое от Фигаро, прекрасно понимающего, каким могучим капиталом своей харизмы он располагает.

Партия Каролины досталась ее тезке по фамилии Шаповалова, обладательнице сияющего, техничного колоратурного сопрано, фантастического обаяния и гуттаперчевой пластики. Ее партнер тенор Денис Прокопьев был под стать ей благодаря превосходному, виртуозному лирическому тенору.

Дирижеру Александру Гойхману, очень добросовестно игравшему такт за тактом, честно соблюдавшему хронометраж, старавшемуся не терять мелочей, не всегда хватало чувства юмора, чтобы опера засверкала всеми гранями. Так же и режиссура: словно бы опомнилась под занавес, дав возможность солистам пуститься в модный пляс, которым с таким же успехом можно было бы насытить и все предыдущие два часа несколько старомодного действа.

Читайте также:

Тенор для «Турандот»: знаменитая опера была дана в Концертном зале Мариинки

На Новой сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля «Обломов»


#опера #премьера #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7912) от 22.05.2025 под заголовком «Явный шик «Тайного брака»».


Комментарии