В Сети представили выставку рисунков детей блокадного Ленинграда

«Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда» - так называется спецпроект ТАСС к 75-летию Победы, представленный на проходящем онлайн XV Международном Санкт-Петербургском книжном салоне. Проект посвящен будням воспитателей, учителей и детей во время блокады. Речь о мультимедийном комплексе, созданном на основе экспонатов музея Академии постдипломного педагогического образования. Увидеть его можно на интернет-портале futurerussia.gov.ru в разделе спецпроектов.

В Сети представили выставку рисунков детей блокадного Ленинграда |

Создатели проекта постарались сделать так, чтобы все детали соответствовали эпохе и работали на эффект присутствия. Но самое главное - от представленных архивных документов исходит мощный эмоциональный заряд, рождающий чувства грусти, боли сопереживания и надежды.

- В виртуальном формате представлена лишь малая часть нашей огромной блокадной коллекции, - рассказала директор музея Людмила Дербилова. - Детское творчество собирала во время блокады инспектор по дошкольному воспитанию Куйбышевского района Елизавета Леонидовна Щукина. Началось все случайно: однажды она принесла с собой в детсад рисунки ребят из другого «детского очага» (так детсады в СССР называли в 20 - 30-е годы), и, когда те увидели, чем занимаются сверстники, их глаза загорелись. Тогда она стала носить рисунки из садика в садик, создавая своего рода «мобильные выставки».

Сегодня рисунки детсадовцев - редкая возможность увидеть блокаду глазами ленинградских малышей. Есть мирные изображения (улицы, дома, городской транспорт), но немало повествований о подвигах Красной армии. «Экипаж танка бьет по артиллерии врага в кустах. Элла Габельева, 5,5 года, детсад № 10, 1 ноября 1942 года». «Этот пароход идет на фронт, за нашим гонится фашистский корабль, наши летчики бросили в него бомбу и взорвали... Эдя Шутов, 7 лет, 6 октября 1942 года».

Поразительная деталь: воспитатели как будто бы понимали, что детские блокадные рисунки - важный документ эпохи. На обороте они обязательно указывали дату, имя ребенка и его возраст.

Учительница Нина Высоковская вспоминала, что существовало два учебных плана: один - на «обычный» школьный день, второй - на случай бомбежки. План работы воспитателей свидетельствует, малыши были физически истощены, и среди детских занятий часто фигурируют «тихие игры» - чтение книг, особенно сказок... «Очерки блокадных дней» Нины Высоковской и отзыв на них, написанный Верой Инбер, также стали частью виртуального проекта.

Казалось бы, не самый интересный предмет - план работы воспитателя детского сада. Но страницы, датированные первой блокадной зимой, превратились в настоящий дневник. «Среда, 26 ноября 1941 года. Утро. Учет. После обеда сразу началась тревога. В бомбоубежище прочла рассказ Бродской и Голубевой «105-й разъезд» из нового номера журнала «Костер»...». Вели этот план работы в детском очаге № 38 Смольнинского района, на Кирилловской улице, 4. Сейчас там тоже расположен детский сад.

Еще одна реликвия проекта - страницы альбома с фотокарточками обитателей интерната № 43 Дзержинского района. Сейчас в этом здании на Дворцовой набережной, недалеко от Эрмитажа, находится детский сад. Тексты возле фотографий, свидетельствующие о том, в каком состоянии ребенок поступил и каким он стал через несколько месяцев, предельно лаконичны. «Агеев Коля 5 лет. Поступил 5.VIII.42. Был малоразвит, плохо говорил, не умел одеваться, физически ослабленный... 24.VIII рост 89 см, вес 11,0 кг. Заметно окреп, развился физически и умственно, вовлекает в игры товарищей. 24.Х рост 89 см, вес 14,0 кг».

Как рассказал заместитель директора московского Музея Победы Эльдар Янибеков, проект «Сказки в бомбоубежище» будет представлен в созданной в этом году новой экспозиции - там, где реконструирован фрагмент Ленинградской Публичной библиотеки.

#выставка #блокада #дети #рисунки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6700) от 16.06.2020 под заголовком «Малыши рисовали не только войну».


Комментарии