В Петербурге открылась онлайн-выставка «Николай Павлович Ульянов и его Пушкин»

В Музее Пушкина на Мойке, 12, открылась выставка «Николай Павлович Ульянов и его Пушкин», посвященная 145-летию со дня рождения художника. Первоначально задумывали разместить ее в Зеленом зале музея, но из-за пандемии пришлось ограничиться виртуальным форматом. Посмотреть ее можно на сайте и на страницах музея в социальных сетях. Работы художника из музейных фондов комментирует куратор выставки Тамара Мишина.

В Петербурге открылась онлайн-выставка «Николай Павлович Ульянов и его Пушкин» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказывает куратор, Николай Ульянов долго и осторожно приближался к работе над образом поэта. Впервые он обратился к этой теме еще в 1906 году, когда сделал пробные наброски. Позднее он вспоминал: «Я помню этот день очень ясно - было холодно, шел дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской темы, я стал набрасывать композицию».

У Николая Ульянова - любимого ученика блестящего портретиста Валентина Серова, - в общем, не было проблем с советской властью. Он работал как сценограф в московских театрах. Во МХАТе, например, оформил знаменитый спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Блестяще писал портреты. И за портрет Станиславского даже получил Сталинскую премию.

Но все же он был человеком еще другой культуры, воспитанный эпохой модерна, Серебряным веком. Можно предположить, что ему бывало холодно жить в СССР. А Пушкин дарил тепло и свободу от «магистральных» тем соцреализма.

Одна из известнейших работ Ульянова - «Пушкин с женой на придворном балу». Она была написана к 100-летию со дня гибели поэта, которое с небывалым размахом отметили в СССР.

Мы видим Пушкина и Наталью Николаевну со спины, как бы стоим за ними, готовясь войти в парадный зал. А также как отражение в зеркале, где открывается пространство раззолоченной лестницы со стоящими на ней господами. Точнее, в зеркале мы видим только Наталью Николаевну - ее прекрасное лицо с чуть самодовольной усмешкой, беломраморные плечи, тончайшую талию, великолепный бальный наряд. А вот Пушкина в зеркале нет вообще. Пушкин во плоти, затянутый в мундир камер-юнкера, с лицом, повернутым в профиль, закрывает собственное отражение для нас, зрителей.

Эффект сильный. Будто предчувствие его скорого исчезновения - трагической смерти после дуэли на Черной речке. Вспоминается и легенда о видении, посетившем Пушкина однажды. Он будто бы стоял перед зеркалом с Натальей Николаевной и вдруг отшатнулся. Ему показалось, что он увидел там, в зазеркалье, рядом с ней не себя, а другого мужчину, в военном мундире. Ланского, за которого вышла замуж Натали после его смерти, относив траур в течение семи лет?

«Более 20 лет волновал художника сюжет будущей картины, он начинал делать наброски композиции, искал натурщиков, обдумывал детали интерьера, костюмов, но прежде всего его занимал образ поэта в состоянии крайнего душевного напряжения. Это напряжение подчеркнуто сопоставлением с бесстрастным спокойствием лица той, которую он называл «чистейшей прелести чистейший образец», - рассказывает Тамара Мишина.

Это блестящее живописное полотно многие из вас могли видеть вживую в прошлом году на выставке «Многоликий Пушкин».

Портретные черты поэта Ульянов изучал не столько по прижизненным портретам, сколько по посмертной маске. Она, как вспоминают современники, висела над столом художника.

А вот у Натальи Николаевны был живой прототип. Моделью послужила Юлия Солнцева - красавица, актриса Камерного театра, ставшая женой кинорежиссера Александра Довженко и прославившаяся более всего исполнением роли Аэлиты в одноименном фильме Якова Протазанова.

#Пушкин #выставка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6695) от 08.06.2020 под заголовком «Ульянов и Пушкин».


Комментарии