2Vtzqv4Hz9U

В Саблинских пещерах открылась литературная экспозиция

«Напоминаю: продвигаемся группой, ходить поодиночке тут опасно, легко заблудиться...» Слышать такие наставления, встав на «литературную» тропу, согласитесь, странно. Но и открывшаяся на днях экспозиция «Подземное отражение усадьбы», посвященная поместью писателя Алексея Константиновича Толстого, довольно необычна. Она появилась в Левобережной пещере Саблинского памятника природы (Ленобласть). А по пути к ней, попав в эти бывшие горные выработки, видишь летучих мышей, фотографировать которых категорически запрещено, предупреждает экскурсовод: чуткие рукокрылые, проснувшись, могут испытать стресс.

В Саблинских пещерах открылась литературная экспозиция | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

До наших дней дом-усадьба «Пустынька», подобно большинству дворянских гнезд старой России, не дожил. Он сгорел незадолго до Первой мировой войны, изрядно к тому времени обветшав, а в годы Второй мировой та же участь постигла его хозяйственные постройки. Не стало флигеля для гостей, зимнего сада, конторы, конюшни с каретником – словом, ничего, будто этого замечательного усадебного комплекса не существовало вовсе.

Но описаний толстовской усадьбы сохранилось немало, ведь там бывали Гончаров и Тургенев, Фет и Чайковский. В среде русской интеллигенции второй половины XIX века она была довольно известна. Принято считать, что в ее стенах Алексей Толстой написал повесть «Князь Серебряный», главы трагедии «Смерть Иоанна Грозного» и некоторые стихотворения. Да и афоризмы Козьмы Пруткова родились там же, на берегу Тосны: этот литературный образ граф Толстой создавал вместе с братьями Жемчужниковыми, своими кузенами, именно здесь, убеждены авторы экспозиции «Подземное отражение усадьбы».

По словам Валентины Орловой, директора Саблинского заповедника, сегодня о «Пустыньке» напоминают только два небольших пруда да остатки рощицы.

«На берегу одного из них живет потомок конюха, служившего у Толстого. Он чистит время от времени круглый, с островком посередине, пруд и прибрежную зону, – рассказала она. – Но делать это становится все труднее: рядом вырос коттеджный поселок. Так что воссоздать усадьбу уже не удастся. К тому же чертежей-планов самого дома, где жил и творил писатель, в архивах мы не нашли. Ничего, кроме одной фотографии, запечатлевшей фасад этого здания, построенного по проекту Штакеншнейдера».

Но если нельзя вернуть из небытия «Пустыньку», то можно хотя бы возродить ее дух, решили представители ленинградской областной общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия». По их замыслу, экспозиция, открывшаяся в подземных галереях, на глубине около десяти с лишним метров, станет частью новой туристической тропы (проект реализован при финансовой поддержке комитета по туризму правительства Ленобласти) «В поисках исчезнувшей усадьбы»...

Чтобы узнать, где и как она нашла отражение, нужно добраться до памятника природы «Саблинский», расположенного у северной окраины поселка Ульяновка Тосненского района Ленобласти, ознакомиться с его геологическими особенностями и краснокнижными обитателями заповедника, а затем опуститься по крутым ступеням в рукотворное подземелье.

В Саблине насчитывается около полутора десятков таких горных выработок, где с середины XIX в. добывали кварцевый песок, используемый при производстве стекла. Около ста лет назад стекольная промышленность начала приходить в упадок, сырья для нее требовалось все меньше. Подземные лабиринты стали разрушаться, и сегодня из всех крупных и малых окрестных пещер безопасна для посещений только Левобережная. Да и то не все 5,5 км ее сохранившихся штреков, а примерно пятая их часть, говорит экскурсовод Петр Никитин.

Одно из тупиковых ответвлений пещеры недалеко от входа напоминает теперь музейный зал, только очень причудливый. Раскрывается стеклянная дверь, и посетители попадают в небольшой и невысокий коридорчик, освещаемый двумя-тремя софитами. Сверху начинает литься музыка Глюка, которую, по словам современников, любил автор «Князя Серебряного», и в зеркалах, висящих вдоль каменных стен, в скудном свете отражаются люди.

На этих «полотнах» с помощью ультрафиолетовой печати нанесены цветные изображения интерьеров типичной для той эпохи дворянской усадьбы, цитаты из переписки Толстого и воспоминаний Фета, афоризмы Пруткова. Увы, рисунков, воссоздающих внутреннее убранство «Пустыньки», не сохранилось, но образ жизни ее стародавних хозяев «зеркальные» сюжеты передают достаточно точно, полагают авторы экспозиции.

Алексей Толстой любил играть в шахматы и часто музицировал вместе с женой в «Пустыньке», которую унаследовал от своей матери после ее смерти в 1856 г. А еще он был страстным охотником, добавляет экскурсовод, разбирался в охотничьих собаках и окружал себя изысканной мебелью.

Второй раздел экспозиции, открывшийся в боковом помещении подземной галереи, чуть поменьше. На столе горят свечи, а вокруг него висит несколько зеркал с черно-белыми картинами (они нанесены другим, пескоструйным, способом), отражающими внешнее пространство обычной дворянской усадьбы: лодочные прогулки по пруду, женская фигура с книгой в руках на скамейке, беседки в парке, летнее чаепитие в саду...

В пещере особый микроклимат, отмечает Орлова, там высокая влажность, а температура воздуха на протяжении всего года не превышает восьми градусов. Рисунки, выполненные с использованием ультрафиолетовой печати для прежней экспозиции, «Дно древних морей», открывшейся в той же пещере больше года назад, проверку временем выдержали. Да и пескоструйные рисунки «ощущают» себя там неплохо, но никакая другая технология, позволяющая воспроизвести на стекле контент, для этих экстремальных условий не годится.

«Подсветку экспозиции мы, пожалуй, усилим, поставим светодиодные лампы, – продолжает директор заповедника, – но не слишком яркие, ведь граф Алексей Толстой любил погружаться в таинственную атмосферу. Он был мистиком и нередко устраивал в своем имении спиритические сеансы».

В ту пору шло интенсивное освоение Саблинского месторождения стекольных песков, и небольшую выработку, оставленную рабочими, которая известна ныне как Графский грот, он приспособил под часовню. К этой пещере и давно исчезнувшей усадьбе, находившейся на правом берегу реки Тосны, с недавних пор ведет недлинная, около 2 км, туристическая тропа. Туда можно добраться, впрочем, и на машине, переехав мост, который местные жители до сих пор называют Графским.

На территории этого памятника природы может появиться и экологический маршрут: такую заявку саблинцы подали в областной комитет по природным ресурсам. Предполагается, что экотропа свяжет Саблинский водопад и такой же природный объект на реке Тосне.

«Раньше в каньонах этих рек был оборудован пеший маршрут, позволяющий изучать обнажения древних кембрийских и ордовикских пород, но паводки разрушили обзорные площадки и лесенки, – поясняет Орлова. – Чтобы восстановить их и продлить прежнюю тропу, нужны средства, хотя мы начали вести такую работу, не дожидаясь дополнительных инвестиций, и два спуска уже оборудовали».

Новая 8-километровая экотропа охватит «усадьбинский» маршрут, однако литературно-историческая составляющая познавательной программы тоже получит развитие. Фестиваль Козьмы Пруткова, приуроченный к дню рождения А. К. Толстого (5 сентября), сотрудники Саблинского заповедника проводят, пользуясь разными площадками, несколько лет.

А следующий такой литературный праздник, посвященный знаменитому персонажу-острослову, чей образ незримо витает в подземных пространствах, состоится, скорее всего, в Левобережной пещере.

#Саблино #выставка #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6819) от 03.12.2020 под заголовком «Отражение Козьмы Пруткова».


Комментарии