В Русском музее завершена реставрация картин из собрания Белгородского художественного музея
В Русском музее отреставрировали картины «Портрет Андрюши» Анатолия Левитина и «На цветочном хозяйстве» Михаила Добронравова. Эта работа, выполненная сотрудниками отдела реставрации станковой масляной живописи ГРМ, стала знаковым жестом поддержки коллег от крупнейшего музея отечественного искусства, многолетнего методического центра всех художественных музеев России.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Напомним: накануне новогодних каникул в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли» (0+), которая с большим успехом продолжает свою работу. Экспозиция, о которой «Санкт-Петербургские ведомости» своевременно сообщали (см. номер от 26 декабря), представляет избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940‑х — начала 1990‑х годов из коллекции Белгородского художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
— Идея выставочного проекта родилась на встрече 140 руководителей музеев, входящих в Ассоциацию художественных музеев России, которая состоялась во время Петербургского форума объединенных культур. Белгородский музей — один из самых молодых, ему немногим более сорока лет, и один из самых динамично развивающихся музеев нашей страны. Выставка была оперативно поддержана Министерством культуры России. Для нас это возможность показать отличную коллекцию и, что не менее важно, проявить солидарность с коллегами и всеми жителями Белгородской земли, которые сегодня в сложнейших условиях проявляют мужество и стойкость, — рассказала Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Она добавила, что сейчас в нашей стране наблюдается взрывной рост интереса к советскому искусству. Люди черпают духовную опору в его лучших образцах, которые показывают человека труда, его противостояние житейским обстоятельствам во имя светлой жизни. Именно такое искусство является основой собрания Белгородского музея.
— Во время подготовки мы выяснили, что две картины нуждаются в «скорой помощи» — незамедлительной комплексной реставрации. Вопрос стоял об их физической сохранности для будущего, а не об улучшении внешнего вида. Оба произведения — сакрально важные для Белгородского музея. С этих полотен начиналось его собрание. За эту работу незамедлительно взялись наши реставраторы, мастера мирового уровня. Петербургская реставрационная школа, по традиции, отличается особой деликатностью по отношению к произведениям искусства, с полным сохранением изначального замысла художника, — пояснила руководитель Русского музея.
«Портрет Андрюши» принадлежит кисти Анатолия Левитина (1922 – 2018) — выдающегося живописца, участника Великой Отечественной войны, жившего в Ленинграде — Петербурге. Детские портреты — особая страница советского изобразительного искусства. Они крайне редко бывали заказными, создавались художниками по велению души для себя или самых близких друзей.
Жанровая сцена «На цветочном хозяйстве» художника Михаила Добронравова (1904 – 1979) отражает популярную в советской живописи 1970 – 1980‑х годов тему сельского труда. Такие сюжеты помогали людям быть уверенными в завтрашнем дне, радоваться жизни, гордиться достижениями страны. Добронравов был уроженцем Белгорода. Вдова художника передала музею 245 его работ еще до открытия музея для публики.
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Марат Дашин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи, подрамники обеих картин заменены на современные, отвечающие всем музейным требованиям. На тыльную сторону нового подрамника «Портрета Андрюши» перенесен тонкий слой шпона со старого авторского подрамника, содержащий важные пометы Левитина и сведения о выставочной жизни картины.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Надежда Егорова, художник-реставратор, пояснила, что самой главной проблемой при реставрации обеих картин было нарушение связи красочных слоев.
«Андрюша» был нарисован автором поверх пейзажа, «На цветочном хозяйстве» имеет многочисленные авторские правки, в частности, художник «стройнил» женские фигуры. Пришлось укреплять красочный слой, заделывать прорывы, подводить реставрационный грунт и тонировать утраты, ни на миллиметр не закрывая авторскую живопись. Эта работа потребовала полтора месяца ежедневной напряженной работы.
Через несколько дней отреставрированные картины войдут в состав выставки «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли», которая продолжит работу в Мраморном дворце Русского музея по 10 марта.
«В Белгороде существует дефицит специалистов-реставраторов. Уже в феврале к нам на двухнедельную стажировку приезжает реставратор живописи. Следующим этапом сотрудничества с Белгородским музеем станет подготовка для него реставраторов всех направлений в наших всемирно известных мастерских, где трудятся наши звезды. А в ближайшее время мы объявим о старте глобальной программы по созданию национальной реставрационной школы, которую Русский музей будет осуществлять при поддержке Министерства культуры и «Газпрома», — подчеркнула Алла Манилова.
Читайте также:
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Юрий Васнецов. К 125‑летию со дня рождения»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7851) от 19.02.2025 под заголовком «Русский музей помогает Белгороду».
Комментарии