В Русском музее появились четыре майоликовые вазы

Четыре майоликовые вазы и сорок две розы для Парадного партера Летнего сада передали Русскому музею его друзья. В прошлом году две вазы сильно пострадали от шторма. Теперь их сменили новые. Еще две отправлены в фонды и готовы в любой момент заступить на службу.

В Русском музее появились четыре майоликовые вазы  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Сергей Ренни, заведующий всеми зелеными насаждениями Русского музея, традиция устанавливать вазы с цветами в Летнем саду возникла еще в петровские времена. Эти вазы являются важной частью исторической композиции сада, весной в них высаживаются тюльпаны и гиацинты, а летом розы. Позднее в результате многочисленных наводнений вазы были утрачены или вывезены из сада. В 2009  – 2011 годах во время реставрации Летнего сада по образцам, найденным во время археологических раскопок, были воссозданы четырнадцать больших ваз Парадного партера. Сами образцы хранятся в Музее археологии Летнего сада, расположенном в павильоне «Голубятня».

Но цветы всегда были украшением сада. «Я к розам хочу, в тот единственный сад,/Где лучшая в мире стоит из оград»  – эти знаменитые строки Анны Ахматовой стали символом Летнего сада.

Наталия Кузнецова, заведующая сектором эксплуатации Летнего сада, пояснила нашей газете, что во все 14 ваз высажены кусты чайно-гибридного сорта «Августа-Луиза» с нежным запахом, которые выращены в одном из питомников Ленинградской области. В каждую вазу помещены по три куста, чтобы они цвели весь теплый сезон. Осенью их перенесут на зимовку в прохладное помещение. Один раз в несколько лет розовые кусты необходимо обновлять. Примерно миллион посетителей Летнего сада ежегодно любуются цветением роз.

Константин Лихолат, руководитель реставрационной мастерской майолики, пояснил, что при изготовлении больших ваз с масками львов использовался традиционный метод  – глина отминалась в гипсовые формы (они хранятся в мастерской с 2011 года), потом долго сушилась. Затем  – обжиг, роспись подглазурная кобальтовыми красками и снова обжиг. Изготовление каждой вазы заняло месяц.

На вазах изображены сцена сооружения триумфа в честь военной победы России. Трое путти заносят на пьедестал щит с российским гербом и столп с царской короной. Внизу помещена латинская надпись ...HAEC ARMA MERETUR  – «Этому оружию покоряются». Специалисты предполагают, что оригинальные вазы были изготовлены в 1721 году. Роспись отражает победу России в Северной войне.



#Русский музей #Санкт-Петербург #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21.06.2021 под заголовком «Львы стерегут розы».


Комментарии