В Русском музее открылась выставка живописи Игоря Грабаря

В Русском музее открылась выставка живописи Игоря Грабаря – художника, искусствоведа, редактора многотомной «Истории русского искусства». Представлены произведения из 17 музеев страны.

В Русском музее открылась выставка живописи Игоря Грабаря | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

В этом человеке больше всего потрясает неуемная энергия, умение ставить цели и добиваться их. В любые времена, при самых сложных обстоятельствах. Чаще всего его вспоминают как составителя «Истории русского искусства», первые тома которой вышли в конце позапрошлого века, но которую и сегодня знают и любители, и профессионалы. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры... Нужен занимательный рассказ, близкий к описанию жизни и быта в разные эпохи, иллюстрированный произведениями искусства», –  писал о ней сам Грабарь.

А еще он долгое время был попечителем Третьяковской галереи и преобразил ее –  придумал и воплотил новую развеску, пополнил полотнами классиков и современников, составил первый научный каталог собрания... Революция не остановила его бурную деятельность. В 1918 году по инициативе Грабаря в Москве были открыты Центральные реставрационные мастерские. Это была одна из первых попыток создания школы научной реставрации –  с привлечением химиков, физиков, микробиологов. И были экспедиции в Новгород и Псков, в Крым и на Кавказ –  поиски забытых памятников старины, их укрепление, спасение...

Иногда ему не хватало времени на живопись, но он возвращался к ней снова и снова. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», –  писал Игорь Эммануилович.

На выставке в Русском музее представлено около сотни его живописных работ –  пейзажи, натюрморты, портреты разных лет. По большей части это очень яркие, свежие картины-впечатления. Умение увидеть мир многоцветным, звонким, сотканным из света и красок –  это уже дар. Умение передать зрителю свое видение –  путь художника.

В книге «Моя жизнь» Грабарь так описывает рождение одного из пейзажей: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба... Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины».

IVse8TUYv8Y[1].jpg
 

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Больше всего его увлекали именно зимние пейзажи, но есть на выставке и лето, и осень, и весна. Все вместе они сливаются в ликующую песню о красоте жизни. В них нет философских глубин, но есть радость, которой нам так часто не хватает в суете дней. И мудрость, позволяющая находить эту радость в мелочах –  нежных лепестках цветов, солнечных бликах, налитых соком и румянцем фруктах, прихотливых узорах ковра, человеческих лицах.

Особенно интересно всматриваться в автопортреты художника: высокий лоб, довольно крупный нос, узкие губы плотно сжаты. Взгляд остер и пытлив. Это взгляд исследователя, взгляд сильного и умного человека. Надо полагать, именно в сочетании этих силы и ума с умением увидеть все вокруг как в первый раз, словно бы глазами ребенка, таится главный секрет мастера.

Выставка приурочена к 150-летию Грабаря, и кураторы постарались представить его творчество как можно полнее. Они собрали в залах Корпуса Бенуа произведения из 17 российских музеев (в том числе самого Русского музея, Третьяковской галереи, Исторического музея, Музея изобразительных искусств имени 

А. С. Пушкина) и 10 частных коллекций. Всего –  около сотни живописных работ плюс архивные материалы (фотографии, письма, книги). Самые любознательные из посетителей смогут проследить за творческими поисками художника, удивиться двум неожиданным для него индустриальным пейзажам, поразмышлять о превратностях судьбы, глядя на композицию «В. И. Ленин у прямого провода»... Но главным впечатлением все-таки станет встреча со знаменитой «Февральской лазурью», «Сентябрьским снегом», яблочными и цветочными натюрмортами. С чистой радостью, разлитой вокруг здесь и сейчас.


#выставка #художники #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6982) от 06.08.2021 под заголовком «Грабарь всея России».


Комментарии