В Русском музее открылась выставка живописи Игоря Грабаря

В Русском музее открылась выставка живописи Игоря Грабаря – художника, искусствоведа, редактора многотомной «Истории русского искусства». Представлены произведения из 17 музеев страны.

В Русском музее открылась выставка живописи Игоря Грабаря | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

В этом человеке больше всего потрясает неуемная энергия, умение ставить цели и добиваться их. В любые времена, при самых сложных обстоятельствах. Чаще всего его вспоминают как составителя «Истории русского искусства», первые тома которой вышли в конце позапрошлого века, но которую и сегодня знают и любители, и профессионалы. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры... Нужен занимательный рассказ, близкий к описанию жизни и быта в разные эпохи, иллюстрированный произведениями искусства», –  писал о ней сам Грабарь.

А еще он долгое время был попечителем Третьяковской галереи и преобразил ее –  придумал и воплотил новую развеску, пополнил полотнами классиков и современников, составил первый научный каталог собрания... Революция не остановила его бурную деятельность. В 1918 году по инициативе Грабаря в Москве были открыты Центральные реставрационные мастерские. Это была одна из первых попыток создания школы научной реставрации –  с привлечением химиков, физиков, микробиологов. И были экспедиции в Новгород и Псков, в Крым и на Кавказ –  поиски забытых памятников старины, их укрепление, спасение...

Иногда ему не хватало времени на живопись, но он возвращался к ней снова и снова. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», –  писал Игорь Эммануилович.

На выставке в Русском музее представлено около сотни его живописных работ –  пейзажи, натюрморты, портреты разных лет. По большей части это очень яркие, свежие картины-впечатления. Умение увидеть мир многоцветным, звонким, сотканным из света и красок –  это уже дар. Умение передать зрителю свое видение –  путь художника.

В книге «Моя жизнь» Грабарь так описывает рождение одного из пейзажей: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба... Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины».

IVse8TUYv8Y[1].jpg
 

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Больше всего его увлекали именно зимние пейзажи, но есть на выставке и лето, и осень, и весна. Все вместе они сливаются в ликующую песню о красоте жизни. В них нет философских глубин, но есть радость, которой нам так часто не хватает в суете дней. И мудрость, позволяющая находить эту радость в мелочах –  нежных лепестках цветов, солнечных бликах, налитых соком и румянцем фруктах, прихотливых узорах ковра, человеческих лицах.

Особенно интересно всматриваться в автопортреты художника: высокий лоб, довольно крупный нос, узкие губы плотно сжаты. Взгляд остер и пытлив. Это взгляд исследователя, взгляд сильного и умного человека. Надо полагать, именно в сочетании этих силы и ума с умением увидеть все вокруг как в первый раз, словно бы глазами ребенка, таится главный секрет мастера.

Выставка приурочена к 150-летию Грабаря, и кураторы постарались представить его творчество как можно полнее. Они собрали в залах Корпуса Бенуа произведения из 17 российских музеев (в том числе самого Русского музея, Третьяковской галереи, Исторического музея, Музея изобразительных искусств имени 

А. С. Пушкина) и 10 частных коллекций. Всего –  около сотни живописных работ плюс архивные материалы (фотографии, письма, книги). Самые любознательные из посетителей смогут проследить за творческими поисками художника, удивиться двум неожиданным для него индустриальным пейзажам, поразмышлять о превратностях судьбы, глядя на композицию «В. И. Ленин у прямого провода»... Но главным впечатлением все-таки станет встреча со знаменитой «Февральской лазурью», «Сентябрьским снегом», яблочными и цветочными натюрмортами. С чистой радостью, разлитой вокруг здесь и сейчас.


#выставка #художники #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6982) от 06.08.2021 под заголовком «Грабарь всея России».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?