В Русском музее открылась выставка работ Вячеслава Пакулина
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Вячеслав Пакулин. В поисках большого стиля».
«Львиный мостик». Весна 1943 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Даже если вы никогда не слышали об этом художнике, вы его видели. На снимках Николая Хандогина и в документальной ленте Ефима Учителя «Ленинград в борьбе». Закутанный в сто одежек, он стоит у мольберта прямо посреди заснеженного вымороженного города, скованного лютым холодом и еще чем-то гораздо более страшным, чем зима, — блокадой. Это художник Пакулин.
Как сказала в день открытия Евгения Петрова, замдиректора Русского музея по науке, работы Вячеслава Пакулина присутствуют в постоянной экспозиции и демонстрируются на временных выставках. Только недавно, летом, в Мраморном дворце было несколько блокадных пейзажей Пакулина на выставке «Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже». Памятник Кутузову у Казанского собора, посреди безлюдного города, заваленного снегом, — будто напоминание о былых победах и надежде, что будет повержен и этот враг. И весенний «Львиный мостик», совсем не трагический, с присутствием особого «запеченного» пакулинского розового цвета — будто солнце разрумянило крыши, деревянный мост, четверку львов.
Стоит напомнить о выставке семьи Пакулиных «Видеть одухотворенно» в «Манеже», состоявшейся не так уж давно — в 2005 году. По сути, это была ретроспектива Вячеслава Пакулина, дополненная работами его жены Марии Федоричевой, сына Вячеслава, которого называли рыцарем Михайловского замка (его он писал чаще всего), и дочери Любови.
Но в Русском музее, где хранится около 200 работ художника, это первая его выставка.
— И состоялась она во многом благодаря Ольге Мусаковой, ее верной и преданной любви к художнику, — говорит Евгения Петрова.
Сама Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — XXI веков, рассказала, что влюбилась в творчество Вячеслава Пакулина в 1972 году, когда впервые увидела его работы.
— Выставка посвящается моей замечательной подруге, дочери художника Любови Пакулиной. Благодаря ей у нас сейчас хранится хорошая коллекция работ Вячеслава Пакулина, в которой полно представлены все этапы его творчества, — добавила она.
Ольга Мусакова вспомнила добрым словом и легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, который много сделал для сохранения картин Пакулина. Требовалась определенная смелость, чтобы принять в музей работы художника, еще совсем недавно числившегося опальным.
После войны в ЛОСХе было принято решение уничтожить хранившиеся в фондах работы Вячеслава Пакулина — как «формалистические», не представляющие ценности. И он был свидетелем этого акта вандализма.
— В экспозиции прослеживается драматургия судьбы Вячеслава Пакулина, взлеты и падения, радости и мучения — все, что встретилось ему на коротком жизненном пути, — говорит Ольга Мусакова. — В его работах неистовое, страстное служение искусству.
Как и многие художники Страны Советов, включая его товарищей по «Кругу художников», Пакулин довольно много писал «людей труда». Его «Жница» (1927 год) вполне сопоставима по выразительности и какой-то почти демонической мощи с метростроевками Самохвалова. Она решена достаточно условно, в манере, напоминающей кубизм, и ее огрубленные формы и напряженная поза передают, как писал он сам, тяжесть труда и ее преодоление. Наклонившаяся, вооруженная серпом, жница — словно богиня, которая может перерезать не только колоски, но и вашу жизнь. Но есть в картине и нежность. В каком-то «иконописном» сочетании ярко-синего платья жницы и золотого поля.
Уже в другой, более реалистичной и легкой манере написаны им картины, привезенные из творческих командировок в Донбасс.
— Он запечатлел шахтеров, людей тяжкого труда, — говорит Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея. — Эти образы современны и перекликаются с событиями наших дней. Ведь и сегодня труд шахтеров так же тяжел и опасен.
В этих гимнах труду можно найти сходство с работами не только Самохвалова, но и москвича Дейнеки. Доярки и коровы на ферме, рабочие у станков на заводе «Электросила», стахановцы. Но этот производственный цикл решен не в «суровом» стиле, а, скорее, в поэтическом. В «Электросиле» — мягкая манера живописи, слегка размытые силуэты рабочих и механизмов, «фирменная» цветовая гамма — оттенки голубого, серебристо-серого, розового... Рабочие в заводском цеху, залитом светом и окутанном сияющим маревом, словно священнодействуют с трубами и турбинами.
Изображенные в «Ферме» доярки в белых халатах, несущие в серебристых бидонах драгоценное молоко, похожи на ангелов, ну а коровы — они ведь и есть святые животные, жертвенно отдающие человеку и молоко, и свою плоть.
Эта манера достигла апогея в его пейзажах. В них, как и в работах его товарищей — Ведерникова, Лапшина, — влияние французов, прежде всего Альбера Марке.
Блокадная сюита Пакулина — свидетельство победы духа над страданиями плоти. Как, например, «Ленинградская симфония» Шостаковича, стихи Ольги Берггольц и юбилеи Навои и Низами, отмеченные в Эрмитаже.
Как работы его коллег, тоже оставшихся в блокаду в городе, — Анны Остроумовой-Лебедевой, Георгия Верейского, Николая Лапшина, Владимира Конашевича. В большинстве своем художники работали дома — Остроумова-Лебедева, например, в ванной комнате при свете коптилки. Они рисовали город по памяти или писали пейзажи, которые видели из окон своих квартир.
А Пакулин, живший на Литейном проспекте, 15, работал на улице. У него было разрешение от властей города. И все же милиционеры периодически пытались отправить его домой, особенно когда звучал сигнал воздушной тревоги.
И то ли цензура тому виной, то ли такова была воля художника, которому нужно было защититься от всепоглощающего ужаса живописью, но в пейзажах нет явно выраженной трагедии. Даже если и попадает в картину разрушенный дом. Есть красота и зачарованность этой красотой «при низких температурах».
Что интересно, Пакулин панически боялся обстрелов и бомбежек. Они с женой из своей квартиры даже перебрались в подвал. Но, когда он писал свои пейзажи, страх исчезал.
Пакулин говорил: «Если бы не работа, я умер бы с голоду или меня разорвал бы снаряд, но тут меня никто не тронул, ибо я служу в той армии, которая никогда не демобилизуется».
Выставка будет открыта до 7 марта будущего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7078) от 23.12.2021 под заголовком ««Если б не работа, я бы умер...»».
Комментарии