В Эрмитаже открыли выставку к 550-летию живописца Альбрехта Дюрера

В Николаевском зале Зимнего дворца Эрмитаж показывает выставку «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».

В Эрмитаже открыли выставку к 550-летию живописца Альбрехта Дюрера | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения оставил значительное художественное наследие – почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. Прославили его уже при жизни графические работы. Он стал первым мастером, освоившим все графические техники своего времени, сумевшим преодолеть традиционное разделение ксилографии (гравюра на дереве) и резцовой гравюры (на металле).

Ровно полстолетия назад Эрмитаж отмечал юбилей художника выставкой его гравюр из своего собрания. На сей раз Дюрера чествуют сообща Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Российская национальная библиотека, Третьяковская галерея и Ярославский художественный музей.

Николаевский зал вместил больше четырехсот экспонатов, прежде всего это гравюры и рисунки Дюрера, а также произведения декоративно-прикладного искусства – витражи, скульптурные рельефы, кубки, камеи, медали, так или иначе связанные с его творчеством.

Живописи на выставке нет. Была идея показать, допустим, портреты, но в условиях пандемии сложно привезти вещи из зарубежных собраний. Как говорят организаторы, отсутствие живописи отчасти концепция выставки. Дюрер в первую очередь график. Уже современники его так воспринимали. Если в живописи у него было много соперников, в гравюре он – лучший.

Ни один художник XVI века не оставил такое наследие рисунков, как Дюрер. Он и сам был одним из первых коллекционеров рисунков, хранил свои листы и собирал работы других художников.

Важная особенность нынешней выставки – присутствие собственноручных рисунков Дюрера. Это большая ценность, – рассказывает куратор выставки научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Наталья Сэпман. – Дюрер величайший гравер. Но гравюры – все-таки тиражная графика, они есть в нескольких экземплярах. А каждый рисунок уникален. Мы показываем восемнадцать, это немало. Десять из собрания Эрмитажа, семь из ГМИИ, один из Ярославского художественного музея.

С порога Николаевского зала возникает вопрос: как смотреть выставку, где невероятное множество гравюр, чтобы разобрать сюжеты, символику?

Без названия.png

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Совет организаторов: не стоит это делать на бегу, надо вникать. Лучше начинать с начала и двигаться по разделам. К каждому есть экспликация, которая вводит в курс и поясняет, о чем идет речь. К самым сложным вещам, где важно пояснить сюжет, историю происхождения, есть комментарии на этикетках.

В начале закономерно представлен немецкий живописец, гравер, резчик по дереву Михаэль Вольгемут. В его мастерской начинал Дюрер. Много позже он напишет портрет учителя.

В финальную часть вошли работы учеников и последователей. Творчество Дюрера влияло как на его современников, так и на потомков. Работы художника копировали, подделывали, заимствовали и переосмысливали его сюжеты в разные века, в том числе сравнительно недавно. Эта часть выставки позволила достать из фондов вещи, которые оттуда не вынимались. Картину «Святой Иероним в келье» написал неизвестный художник XVI века. Яркие витражи – копии знаменитого живописного диптиха Дюрера «Четыре Апостола» – до 1930-х украшали интерьеры Петрикирхе. И в рисунке Павла Филонова из Третьяковской галереи заметна связь с Дюрером.

Главному герою выставки из двенадцати ее разделов посвящены десять. В центре зала монументальные гравюры – «Триумфальная арка» и «Триумфальное шествие». Самая большая в мире гравюра (общая площадь около 10 квадратных метров), отпечатанная со 192 досок, создана в мастерской Дюрера по заказу императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Расцвет деятельности Дюрера как автора ксилографий приходится на 1509 – 1511 годы. Значительные серии мастера присутствуют в разделах выставки: «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии».

Показанные на выставке «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» – пример недосягаемого мастерства автора. Не обойден вниманием знаменитый «Носорог», которого художник в реальности не видел, изобразил с некоторыми анатомическими погрешностями, но так, что рисунок вошел в учебники, научные трактаты.

Дюрер изменил представление о гравюре, показав ее как пространство, наделенное живописными качествами. Возникло понимание ценности гравюры как черно-белого искусства.

Выставка продлится до последних чисел марта. К ней Эрмитаж подготовил цикл видеопередач, в которых рассказывается о предшествующей работе, длившейся год. Сопровождают выставку подборки музыкальных произведений к нескольким разделам экспозиции, созданные командой musicAeterna и Теодором Курентзисом.

Выставка входит в оба маршрута по Главному музейному комплексу. Ее также можно посетить по отдельному билету.

#выставка #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7077) от 22.12.2021 под заголовком «Дюрер не на бегу».


Комментарии