В Русском музее открылась выставка «Ангелы ХХ века»

Выставка «Ангелы ХХ века», которая открылась в Корпусе Бенуа Русского музея, компактна, ее дизайн грамотен, хронологический принцип показа, навязший в зубах, отвергнут. И стало ясно, что если в начале прошлого века в ангельской теме лидировали художники, то сейчас она лучше удается скульпторам.

В Русском музее открылась выставка «Ангелы ХХ века» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сразу оговоримся, что данный проект - исключительно светский. Возможно, надо было соединить под одним «зонтиком» иконопись и живопись, но это отдельная тема для большого проекта. «Ангелы ХХ века» - выставка локальная, она показывает около ста произведений станкового искусства от Михаила Врубеля до наших дней.

В начале ХХ века художники изображают суровых ангелов, которые возвещают о ждущих людей трагических переменах. Акварель Врубеля «Видение пророка Иезекииля», картина Кузьмы Петрова-Водкина «Голова юноши (Красный ангел)», литография Натальи Гончаровой «Ангелы и аэропланы» из альбома «Мистические образы войны» давно и законно стали частью истории русского искусства.

Не уступит гончаровским работам рисунок Василия Чекрыгина «Иаков борется с ангелом». «Триптих» Святослава Волкова, малоизвестного художника того времени, стал попыткой создать конструктивистский «иконостас», где наверху изображены Адам и Ева в райском саду, а внизу - посещение ангелами Девы Марии, держащей на руках младенца.

Во второй половине века ангельская тема по-прежнему интересует художников. Но архитектурным петербургским пейзажам с ангелами, портретам ангелов, выполняющих охранительные функции, посвящениям Андрею Тарковскому трудно (во всяком случае на данной выставке) составить конкуренцию скульптуре.

«Крылатый» (1973 г.) Дмитрия Шаховского стал одним из первых обращений к полузапретной в советские времена теме. Крылья ангела из материала, напоминающего дранку, отсылают к русской деревянной архитектуре и «ангельским» росписям северных церквей.

Скульптурная композиция «Согласие» Олега Жогина - три ангела, присевшие отдохнуть за круглым столом, контрастирует с «Ангелом со сломанным крылом» Александра Позина. Обе работы выполнены из дерева. Мраморный «Ангел» Александра Игнатьева - суровый воин-защитник. «Ангел» Марины Спивак создан из того же материала, но он трепетный, домашний. Такой дух-талисман.

Только ангельская серия рисунков Павла Кондратьева и работы других стерлиговцев выдерживают соседство с работами скульпторов. В теорию S-образного пространства, созданную Владимиром Стерлиговым, ангелы хорошо вписались.

Эффектный дизайн выставки сыграл с ее содержанием злую шутку. Центральным произведением, замыкающим анфиладу залов, стало огромное полотно Фрола Иванова. Летящий ангел держит на ладонях босого юношу в галифе и посконной рубахе. Смесь сюрреализма, поп-арта и «сурового стиля» выглядит пафосно и слащаво. Чтобы проверить познания публики, Фрол использует для названия картины слова Христа: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Но русскими буквами на древнеарамейском языке.

В то же время картина классика «сурового стиля» Виктора Попкова «Северная часовня» оказалась в буквальном смысле в тени Фроловского холста. Так же как «Крылья ангела (Икар XXI)» Вадима Григорьева-Башуна. Юноша с татуированными крыльями на спине - точный выразительный образ современного человека, выдающего себя за ангела.

Читайте также о том, что необычные фотопортреты деятелей искусств представили в Петербурге.

#выставка #Русский музей #ангел

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6462) от 19.06.2019 под заголовком «Из чего крылья у ангела».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?