Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже
Эрмитаж открыл две выставки, которые сфокусировали две важные линии музея. Показ классиков сюрреализма, которые не представлены в отечественных собраниях, и партнерские отношения с российскими и зарубежными коллекционерами, дающие публике возможность ознакомиться с теми произведениями, которые они хранят.

ФОТО АВТОРА
Объединяющим началом стал художник Макс Эрнст (1891 - 1976), которого Михаил Пиотровский назвал «самым глубоким, самым интеллигентным сюрреалистом, навсегда сохранившим дадаистскую непосредственность».
В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлена выставка «Макс Эрнст. Парижские годы». В ее основе - 20 картин и рисунков Эрнста из собрания Хосе Мария Хименес-Альфаро Мурадяна, внука Арама Мурадяна, первого парижского дилера Эрнста.
Вернувшись в 1918 году с Первой мировой войны с травматическим душевным опытом, Эрнст - недоучившийся философ и начинающий художник присоединился в Кельне к дадаистам. Через три года в Париже в отсутствие автора с шумным успехом прошла выставка его дадаистских коллажей, организованная Андре Бретоном, который в скором будущем станет лидером и теоретиком сюрреализма.
В 1922-м Эрнст нелегально приезжает в Париж, тогда мировую столицу искусства. Там он создает первые сюрреалистические произведения не только свои, но и сюрреализма как такового. В отличие от «дада» это не случайный хаос образов, а система, построенная на психоанализе, снах и мистических видениях. Важным вкладом Эрнста в развитие сюрреализма стало новое использование коллажа, фроттажа и граттажа. В начале ХХ века Пикассо, Брак и Грис использовали коллаж. Например, соединяя на одном холсте живопись и вырезки из газет. Эрнст совмещает картинки, вырезанные из научных и рекламных журналов, так, чтобы не были видны стыки. Создавая иллюзию единого рисунка.
Фроттаж художник использует, натирая карандашом бумагу, под которую подложены как бы «случайные» предметы - доски, листья растений, стрекозы и т. д. Граттаж - когда под холст, на который заранее нанесены один или несколько слоев разных красок, подкладываются, например, проволочная сетка, а потом шпателем или мастихином автор удаляет лишнее, добиваясь нужного ему изображения.
Самым важным вкладом художника в сюрреализм стало использование коллажа в живописи как способа построения картины и метода выстраивания на одном холсте образов и смыслов. Отсюда появилось «коллажное мышление», оно является важным элементом современного дизайна, всей современной культуры.
Коллаж по Эрнсту хорошо виден в картине «Осмотр лошади». Эта картина несет явный феминистский оттенок. Мужчина после «освидетельствования» животного наверняка примется оценивать физические достоинства двух дам, размещенных художником на пляже прямо за стеной конюшни.
К фроттажам относятся картины «Клетка и птицы» и «Лабиринт». Когда Максу было 15 лет, у него жил ручной розовый какаду. Смерть птицы совпала с известием о рождении сестры Лони. Мистически настроенный мальчик посчитал, что девочка забрала душу птицы. Образ птицы в клетке надолго стал для Эрнста образом потерянной души.
Серия оттисков с фроттажей «Естественная история» принадлежит Марку Башкамову, петербургскому ученому и коллекционеру, с которым Эрмитаж давно сотрудничает. Эта серия служит своеобразным мостом через Дворцовую площадь в восточное крыло Главного штаба, где открылась выставка «Алхимия образа», представляющая 30 малотиражных книг Макса Эрнста из собрания Башмакова. Художник создавал иллюстрации к текстам Льюиса Кэрролла, Поля Элюара, Жака Превера. В альбоме «Артюр Рембо глазами современных художников» (1962) девять классиков искусства ХХ века сделали по одному офорту. Эрнст выбрал свое фирменное «большое око», подобное было в «Естественной истории».
Три романа в коллажах созданы художником в 1929 - 1933 годах без текстов. Названия - «Сто(без)головая женщина», «Сон маленькой девочки, которая хотела стать кармелиткой» и «Неделя доброты, или Семь основных элементов» дают простор для фантазии зрителей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6460) от 17.06.2019 под заголовком «Осмотр Макса Эрнста».
Материалы рубрики
Музей «Мастерская Михаила Аникушина» открыл интерактивную выставку
Дархан на улице Пестеля. История художника Жигжит Баясхаланова
Найти большое. Руководители трех малых музеев – о планах на 2021 год
Михаил Пиотровский. Что такое идеальный штурм
В ГМЗ «Павловск» завершилась реставрация двух старинных витрин
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии