Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже

Эрмитаж открыл две выставки, которые сфокусировали две важные линии музея. Показ классиков сюрреализма, которые не представлены в отечественных собраниях, и партнерские отношения с российскими и зарубежными коллекционерами, дающие публике возможность ознакомиться с теми произведениями, которые они хранят.

Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Объединяющим началом стал художник Макс Эрнст (1891 - 1976), которого Михаил Пиотровский назвал «самым глубоким, самым интеллигентным сюрреалистом, навсегда сохранившим дадаистскую непосредственность».

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлена выставка «Макс Эрнст. Парижские годы». В ее основе - 20 картин и рисунков Эрнста из собрания Хосе Мария Хименес-Альфаро Мурадяна, внука Арама Мурадяна, первого парижского дилера Эрнста.

Вернувшись в 1918 году с Первой мировой войны с травматическим душевным опытом, Эрнст - недоучившийся философ и начинающий художник присоединился в Кельне к дадаистам. Через три года в Париже в отсутствие автора с шумным успехом прошла выставка его дадаистских коллажей, организованная Андре Бретоном, который в скором будущем станет лидером и теоретиком сюрреализма.

В 1922-м Эрнст нелегально приезжает в Париж, тогда мировую столицу искусства. Там он создает первые сюрреалистические произведения не только свои, но и сюрреализма как такового. В отличие от «дада» это не случайный хаос образов, а система, построенная на психоанализе, снах и мистических видениях. Важным вкладом Эрнста в развитие сюрреализма стало новое использование коллажа, фроттажа и граттажа. В начале ХХ века Пикассо, Брак и Грис использовали коллаж. Например, соединяя на одном холсте живопись и вырезки из газет. Эрнст совмещает картинки, вырезанные из научных и рекламных журналов, так, чтобы не были видны стыки. Создавая иллюзию единого рисунка.

Фроттаж художник использует, натирая карандашом бумагу, под которую подложены как бы «случайные» предметы - доски, листья растений, стрекозы и т. д. Граттаж - когда под холст, на который заранее нанесены один или несколько слоев разных красок, подкладываются, например, проволочная сетка, а потом шпателем или мастихином автор удаляет лишнее, добиваясь нужного ему изображения.

Самым важным вкладом художника в сюрреализм стало использование коллажа в живописи как способа построения картины и метода выстраивания на одном холсте образов и смыслов. Отсюда появилось «коллажное мышление», оно является важным элементом современного дизайна, всей современной культуры.

Коллаж по Эрнсту хорошо виден в картине «Осмотр лошади». Эта картина несет явный феминистский оттенок. Мужчина после «освидетельствования» животного наверняка примется оценивать физические достоинства двух дам, размещенных художником на пляже прямо за стеной конюшни.

К фроттажам относятся картины «Клетка и птицы» и «Лабиринт». Когда Максу было 15 лет, у него жил ручной розовый какаду. Смерть птицы совпала с известием о рождении сестры Лони. Мистически настроенный мальчик посчитал, что девочка забрала душу птицы. Образ птицы в клетке надолго стал для Эрнста образом потерянной души.

Серия оттисков с фроттажей «Естественная история» принадлежит Марку Башкамову, петербургскому ученому и коллекционеру, с которым Эрмитаж давно сотрудничает. Эта серия служит своеобразным мостом через Дворцовую площадь в восточное крыло Главного штаба, где открылась выставка «Алхимия образа», представляющая 30 малотиражных книг Макса Эрнста из собрания Башмакова. Художник создавал иллюстрации к текстам Льюиса Кэрролла, Поля Элюара, Жака Превера. В альбоме «Артюр Рембо глазами современных художников» (1962) девять классиков искусства ХХ века сделали по одному офорту. Эрнст выбрал свое фирменное «большое око», подобное было в «Естественной истории».

Три романа в коллажах созданы художником в 1929 - 1933 годах без текстов. Названия - «Сто(без)головая женщина», «Сон маленькой девочки, которая хотела стать кармелиткой» и «Неделя доброты, или Семь основных элементов» дают простор для фантазии зрителей.

#выставка #Эрмитаж #музей #Макс Эрнст

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6460) от 17.06.2019 под заголовком «Осмотр Макса Эрнста».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...