Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже

Эрмитаж открыл две выставки, которые сфокусировали две важные линии музея. Показ классиков сюрреализма, которые не представлены в отечественных собраниях, и партнерские отношения с российскими и зарубежными коллекционерами, дающие публике возможность ознакомиться с теми произведениями, которые они хранят.

Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Объединяющим началом стал художник Макс Эрнст (1891 - 1976), которого Михаил Пиотровский назвал «самым глубоким, самым интеллигентным сюрреалистом, навсегда сохранившим дадаистскую непосредственность».

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлена выставка «Макс Эрнст. Парижские годы». В ее основе - 20 картин и рисунков Эрнста из собрания Хосе Мария Хименес-Альфаро Мурадяна, внука Арама Мурадяна, первого парижского дилера Эрнста.

Вернувшись в 1918 году с Первой мировой войны с травматическим душевным опытом, Эрнст - недоучившийся философ и начинающий художник присоединился в Кельне к дадаистам. Через три года в Париже в отсутствие автора с шумным успехом прошла выставка его дадаистских коллажей, организованная Андре Бретоном, который в скором будущем станет лидером и теоретиком сюрреализма.

В 1922-м Эрнст нелегально приезжает в Париж, тогда мировую столицу искусства. Там он создает первые сюрреалистические произведения не только свои, но и сюрреализма как такового. В отличие от «дада» это не случайный хаос образов, а система, построенная на психоанализе, снах и мистических видениях. Важным вкладом Эрнста в развитие сюрреализма стало новое использование коллажа, фроттажа и граттажа. В начале ХХ века Пикассо, Брак и Грис использовали коллаж. Например, соединяя на одном холсте живопись и вырезки из газет. Эрнст совмещает картинки, вырезанные из научных и рекламных журналов, так, чтобы не были видны стыки. Создавая иллюзию единого рисунка.

Фроттаж художник использует, натирая карандашом бумагу, под которую подложены как бы «случайные» предметы - доски, листья растений, стрекозы и т. д. Граттаж - когда под холст, на который заранее нанесены один или несколько слоев разных красок, подкладываются, например, проволочная сетка, а потом шпателем или мастихином автор удаляет лишнее, добиваясь нужного ему изображения.

Самым важным вкладом художника в сюрреализм стало использование коллажа в живописи как способа построения картины и метода выстраивания на одном холсте образов и смыслов. Отсюда появилось «коллажное мышление», оно является важным элементом современного дизайна, всей современной культуры.

Коллаж по Эрнсту хорошо виден в картине «Осмотр лошади». Эта картина несет явный феминистский оттенок. Мужчина после «освидетельствования» животного наверняка примется оценивать физические достоинства двух дам, размещенных художником на пляже прямо за стеной конюшни.

К фроттажам относятся картины «Клетка и птицы» и «Лабиринт». Когда Максу было 15 лет, у него жил ручной розовый какаду. Смерть птицы совпала с известием о рождении сестры Лони. Мистически настроенный мальчик посчитал, что девочка забрала душу птицы. Образ птицы в клетке надолго стал для Эрнста образом потерянной души.

Серия оттисков с фроттажей «Естественная история» принадлежит Марку Башкамову, петербургскому ученому и коллекционеру, с которым Эрмитаж давно сотрудничает. Эта серия служит своеобразным мостом через Дворцовую площадь в восточное крыло Главного штаба, где открылась выставка «Алхимия образа», представляющая 30 малотиражных книг Макса Эрнста из собрания Башмакова. Художник создавал иллюстрации к текстам Льюиса Кэрролла, Поля Элюара, Жака Превера. В альбоме «Артюр Рембо глазами современных художников» (1962) девять классиков искусства ХХ века сделали по одному офорту. Эрнст выбрал свое фирменное «большое око», подобное было в «Естественной истории».

Три романа в коллажах созданы художником в 1929 - 1933 годах без текстов. Названия - «Сто(без)головая женщина», «Сон маленькой девочки, которая хотела стать кармелиткой» и «Неделя доброты, или Семь основных элементов» дают простор для фантазии зрителей.

#выставка #Эрмитаж #музей #Макс Эрнст

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6460) от 17.06.2019 под заголовком «Осмотр Макса Эрнста».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?