Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже

Эрмитаж открыл две выставки, которые сфокусировали две важные линии музея. Показ классиков сюрреализма, которые не представлены в отечественных собраниях, и партнерские отношения с российскими и зарубежными коллекционерами, дающие публике возможность ознакомиться с теми произведениями, которые они хранят.

Осмотр Макса Эрнста. Работы «самого интеллигентного сюрреалиста» выставили в Эрмитаже | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Объединяющим началом стал художник Макс Эрнст (1891 - 1976), которого Михаил Пиотровский назвал «самым глубоким, самым интеллигентным сюрреалистом, навсегда сохранившим дадаистскую непосредственность».

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлена выставка «Макс Эрнст. Парижские годы». В ее основе - 20 картин и рисунков Эрнста из собрания Хосе Мария Хименес-Альфаро Мурадяна, внука Арама Мурадяна, первого парижского дилера Эрнста.

Вернувшись в 1918 году с Первой мировой войны с травматическим душевным опытом, Эрнст - недоучившийся философ и начинающий художник присоединился в Кельне к дадаистам. Через три года в Париже в отсутствие автора с шумным успехом прошла выставка его дадаистских коллажей, организованная Андре Бретоном, который в скором будущем станет лидером и теоретиком сюрреализма.

В 1922-м Эрнст нелегально приезжает в Париж, тогда мировую столицу искусства. Там он создает первые сюрреалистические произведения не только свои, но и сюрреализма как такового. В отличие от «дада» это не случайный хаос образов, а система, построенная на психоанализе, снах и мистических видениях. Важным вкладом Эрнста в развитие сюрреализма стало новое использование коллажа, фроттажа и граттажа. В начале ХХ века Пикассо, Брак и Грис использовали коллаж. Например, соединяя на одном холсте живопись и вырезки из газет. Эрнст совмещает картинки, вырезанные из научных и рекламных журналов, так, чтобы не были видны стыки. Создавая иллюзию единого рисунка.

Фроттаж художник использует, натирая карандашом бумагу, под которую подложены как бы «случайные» предметы - доски, листья растений, стрекозы и т. д. Граттаж - когда под холст, на который заранее нанесены один или несколько слоев разных красок, подкладываются, например, проволочная сетка, а потом шпателем или мастихином автор удаляет лишнее, добиваясь нужного ему изображения.

Самым важным вкладом художника в сюрреализм стало использование коллажа в живописи как способа построения картины и метода выстраивания на одном холсте образов и смыслов. Отсюда появилось «коллажное мышление», оно является важным элементом современного дизайна, всей современной культуры.

Коллаж по Эрнсту хорошо виден в картине «Осмотр лошади». Эта картина несет явный феминистский оттенок. Мужчина после «освидетельствования» животного наверняка примется оценивать физические достоинства двух дам, размещенных художником на пляже прямо за стеной конюшни.

К фроттажам относятся картины «Клетка и птицы» и «Лабиринт». Когда Максу было 15 лет, у него жил ручной розовый какаду. Смерть птицы совпала с известием о рождении сестры Лони. Мистически настроенный мальчик посчитал, что девочка забрала душу птицы. Образ птицы в клетке надолго стал для Эрнста образом потерянной души.

Серия оттисков с фроттажей «Естественная история» принадлежит Марку Башкамову, петербургскому ученому и коллекционеру, с которым Эрмитаж давно сотрудничает. Эта серия служит своеобразным мостом через Дворцовую площадь в восточное крыло Главного штаба, где открылась выставка «Алхимия образа», представляющая 30 малотиражных книг Макса Эрнста из собрания Башмакова. Художник создавал иллюстрации к текстам Льюиса Кэрролла, Поля Элюара, Жака Превера. В альбоме «Артюр Рембо глазами современных художников» (1962) девять классиков искусства ХХ века сделали по одному офорту. Эрнст выбрал свое фирменное «большое око», подобное было в «Естественной истории».

Три романа в коллажах созданы художником в 1929 - 1933 годах без текстов. Названия - «Сто(без)головая женщина», «Сон маленькой девочки, которая хотела стать кармелиткой» и «Неделя доброты, или Семь основных элементов» дают простор для фантазии зрителей.

#выставка #Эрмитаж #музей #Макс Эрнст

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6460) от 17.06.2019 под заголовком «Осмотр Макса Эрнста».


Комментарии