В Русском музее открылась небольшая выставка Анны Голубкиной

Она посвящена 160‑летию со дня рождения выдающегося русского скульптора (0+). Ее работы представлены как на основной экспозиции в Корпусе Бенуа, так и в открытых фондах скульптуры в Михайловском замке. На юбилейной выставке показаны пять произведений, которые широкая публика не видела несколько десятилетий.

В Русском музее открылась небольшая выставка Анны Голубкиной | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Биография Голубкиной необычна даже для бурных времен рубежа XIX – XX веков. Как‑то она заметила: «Кто не плачет над своей вещью, тот не творец. Уж если человек увлечется искусством, ему эту жажду не залить вовеки».

В 25 лет Голубкина, выросшая в патриархальной семье, приезжает в Москву из уездного Зарайска с твердым намерением стать скульптором — тогда редчайшая специальность для женщин. Она учится в лучших вузах России — сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем — в Академии художеств. Но наставления академистов ее не устраивают. Голубкина несколько раз подолгу живет в Париже, берет уроки у Огюста Родена. После возвращения в Россию скульптор получает от мецената Саввы Морозова заказ на барель­еф «Море житейское» для фасада здания МХТ. Все, что связано с этим театром, вызывало особое внимание, имя Голубкиной становится известным в художественных кругах. В 1914 году в недавно открытом Музее изящных искусств имени Александра III (ныне — ГМИИ им. А. С. Пушкина) состоялась ее персональная выставка.

Советская власть относилась к творчеству скульптора настороженно. В 1934 году в Москве был открыт Музей-мастерская Голубкиной, через 18 лет его закрыли по стандартному тогда обвинению скульптора в формализме. Работы мастера рассеялись по разным государственным собраниям. Музей был заново открыт в 1976 году по настоянию скульпторов Веры Мухиной и Сергея Коненкова, кинорежиссера Михаила Ромма.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Марина Стекольникова, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела скульптуры, представленные произведения выполнены в разное время в разных техниках. Они полноценно отражают творчество Голубкиной — символис­та и импрессиониста. «Женская голова» из мрамора датируется 1902 – 1903 годами. Она выставлялась в Париже, получила высокую оценку критиков и долгое время украшала здание Пастеровского института. В 1938‑м была возвращена в Москву.

Символистская композиция «Кочка» относится к 1904 году. По словам автора, «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы». Фигурки детей притаились, пребывая одновременно в реальном и сказочном мирах. Для этой работы позировали племянницы скульп­тора — Александра и Вера Голубкины. Впоследствии Вера многие годы сохраняла наследие мастера. «Портрет Анатолия Гунста» появился через год и был жестом уважения Голубкиной к своему первому учителю в профессии.

Еще две работы датируются 1927 годом, они стали последними в творчестве Голубкиной. «Портрет Льва Толстого» скульптор лепила исключительно по воспоминаниям о единственной встрече с писателем, создав выразительный образ библейского мудреца. «Березка» осталась незавершенной. Название возникло в ходе работы: Голубкиной понравилось замечание одного из посетителей мастерской, который сравнил скульптуру с темой русской народной песни «Во поле березонька стояла…». Бронзовая отливка была сделана уже после смерти Голубкиной. Незаконченная «Березка» в дереве также хранится в фондах Русского музея.


#выставка #Русский музей #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7611) от 27.02.2024 под заголовком «Женское это дело».


Комментарии