В Российском этнографическом музее состоялось представление монографии «Архитектор Евгений Левинсон»
Ее выход приурочен к 130‑летию со дня рождения известного ленинградского зодчего.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Среди самых известных построек Левинсона — станция метро «Автово», ДК работников промкооперации на Каменноостровском проспекте, 42; первый жилой дом Ленсовета на Карповке, 13; Дом военморов на Петровской набережной, 8.
Авторы монографии историки архитектуры Ольга Шурыгина и Илья Печенкин четыре года собирали архивные материалы, вместе с группой фотографов работали в Петербурге, Москве и Магнитогорске, готовя обширный визуальный ряд. В итоге получился альбом большого формата объемом 650 страниц, содержащий свыше 800 изображений. В качестве эпиграфа книги выбраны слова Левинсона о том, что Ленинград наложил отпечаток на его понимание архитектуры. Не будем забывать: в советское время под словом «Ленинград» понималась вся история города, начиная с петровского Петербурга 1703 года.
Евгений Левинсон начал карьеру практикующего архитектора сравнительно поздно. Первая самостоятельная работа 36‑летнего зодчего — жилмассив «Соцстрой» в 1930 году. Конструктивистский проект на Петроградской стороне (улица Грота, 1 – 3) был реализован с большими изменениями. Прежде Левинсон работал как театральный художник и книжный график. Сохранился экслибрис, созданный в 1920 году для Рины Зеленой, уже тогда популярной актрисы синтетического жанра. Примерно к тем же годам относится полулегендарная история о том, как Левинсон зарабатывал на жизнь в трудные студенческие времена, когда у него открылся талант подделывать почерк. У букинистов приобреталась старинная книга, которых тогда было много на рынке, на ней ставился «автограф» типа «Пушкин — другу Вяземскому», и цена такого экземпляра, естественно, возрастала в разы. Причем чем длиннее был рукописный текст «от автора», тем дороже стоила книга. Будущий архитектор стал сочинять целые послания, но однажды допустил грубый прокол. Опять же, по легенде, Левинсон описал впечатления Пушкина от поездки по железной дороге, хотя она, как известно, была открыта уже после смерти поэта. С тех пор букинисты близко не подпускали Левинсона к своим прилавкам.
Авторы подробно останавливаются на истории проектирования гостиницы «Интурист» на Петровской набережной. Эскиз 1931 года с вытянутым по горизонтали вдоль Невы корпусом стал прощанием с конструктивизмом. На следующих этапах проект двинулся в сторону сталинского ампира, но в 1937‑м строительство прекратилось, и через три года на этом месте появился Дом военморов, построенный по проекту Левинсона.
Широкой публике будет интересно ознакомиться с проектом павильона «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» на ВДНХ. Здесь произошла похожая история. Проект 1937 года был создан в стилистике ар-деко, а когда в начале 1950‑х годов Левинсон перестраивал здание под павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР», то это был уже чистый сталинский ампир. В альбоме опубликованы редкие фотографии конца 1930‑х и 1950‑х годов с интерьерами павильона.
Авторы рассказывают и о проектах жилой застройки микрорайона Щемиловка, железнодорожного вокзала в Пушкине, ансамбля Пискаревского мемориального кладбища. Завершает творческую биографию Евгения Левинсона повествование о его символическом возвращении на «круги своя». Это проекты 1960‑х годов гостиницы «Советская» и ДК «Невский», когда архитектор создал образцы ленинградского модернизма как продолжения конструктивистского наследия 1930‑х годов.
Читайте также:
Директор Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктор Минков рассказал коллективу о планах на 2025 год
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7808) от 08.12.2024 под заголовком «Мастер ленинградской архитектуры».
Комментарии