В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»
Она единственная в своем роде. В одном пространстве представлены предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из музея-усадьбы Репина «Пенаты» и картины художника из отечественных собраний.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В год 180‑летия со дня рождения Репина началась долгожданная реставрация его музея-усадьбы. Вещи, окружавшие художника при его жизни, бережно там хранившиеся, перевезли в Музей Академии художеств. Тогда и возникла мысль показать их на выставке.
— Сначала была идея показать предметы, изображенные на живописных работах Репина, — рассказывает куратор выставки, хранитель фонда и экспозиции музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина. — Такой проект предполагал присутствие на выставке большого числа произведений из других музеев. В нашем собрании живописи, на которой изображены хранящиеся у нас предметы, мало. Например, надо было задействовать из Третьяковской галереи картину «Иван Грозный и сын его Иван» или получить из Русского музея картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это нереально, и не потому, что нам не хотят их дать. В год 180‑летия со дня рождения Репина многие его работы задействованы в выставочных проектах.
Мы решили пойти другим путем. Показать не только вещи, которые видим изображенными на картинах, но и те, которые сопровождали художника на протяжении долгих лет жизни. Рассказать, почему они были так ему дороги.
Как говорит хранитель, эти вещи экспонировались долго, с 1962 года. Ценнейшие предметы из бытовой коллекции — ткани, дерево, образцы мебели нуждаются в реставрации. Задача — привести их в должное состояние. На выставке они по большей части в том виде, в котором пришли из усадебного дома. В этом тоже есть своя прелесть.
Открывающий выставку Екатерининский зал лишен бытовых подробностей. Здесь скупо и торжественно обозначены начало и финал жизни художника. Лицом друг к другу расположены полотно «Воскрешение дочери Аира» — дипломная работа Репина, предоставленная Русским музеем, и диплом Поленова на тот же сюжет из собрания Академии художеств. Оба автора выпускались одновременно и получили золотую медаль.
В том же зале экспонаты, которые до сих пор не выставлялись. Это посмертная маска и слепок кисти руки Репина. Их выполнил сын художника Юрий. Видно, что рука истощена, для художника это было трагедией. Один из московских институтов исследовал слепок, специалисты пришли к выводу, что Репин мог страдать от травмы локтевого сустава. Музейщикам нравится другое объяснение: Репин работал кистями, длина которых превышает метр, он перетрудил руку.
Выставка представляет несколько вариантов интерьеров усадебного дома в «Пенатах». На фотографиях изображено, как выглядели эти помещения. Снимки помогли реконструировать интерьер зимней мастерской с предметами, которые в ней присутствовали.
Зеркало у окна, перед ним «шаляпинский» диван, на котором певец спал в дни, когда позировал Репину. Тут же золоченый мольберт и «Везувий» — работа, написанная в пенсионерскую поездку 1873 года во Францию. Из той же поездки привезен гобелен. Вряд ли он дорого стоил, иначе был бы начинающему художнику не по карману, но всю жизнь провел рядом с Репиным, присутствует на всех фотографиях мастерской.
В залах много вещей, которые Репин бережно хранил и использовал в работе. Известно, что он тщательно готовился к написанию картин, изучал историческую литературу, консультировался с историками, этнографами, собирал предметы быта и костюмы для персонажей.
На портрете Софьи Драгомировой из Русского музея героиня в украинской керсетке (жилете). Тот же предмет одежды использован и в картине «Вечорницы». Софья Мамонтова на портрете из собрания «Абрамцево» в русском сарафане. Жилетка и сарафан тут же в витрине. Как и скатерть, которой накрыт стол на портрете Ксении Болеславовой, внебрачной дочери Репина, из Нижегородского музея.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На выставке присутствуют бандура и фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы», и расписанные от руки самим художником сапоги, их можно видеть на полотне «Иван Грозный и сын его Иван». В собрании музея-усадьбы сохранились скатерти, плахты (национальные женские юбки), шапочка ручной работы с вышивкой, рыцарские доспехи, драпировки, которые также присутствуют на картинах и этюдах Репина.
Коллекция большая, ее изучение началось с 1962 года, с открытия музея-усадьбы. В первую очередь занимались изучением живописи, графики и скульптуры. На декоративно-прикладное искусство и предметы быта мало обращали внимания. Вещи, которые хранились у Репина «в сундуках», не выставлялись.
Но они важны и с точки зрения музееведческой. Когда Репин умер, не все его работы были подписаны и датированы. Многое он подписывал по просьбе дочери в конце жизни по памяти. Благодаря предметам, которые на картинах изображены, можно уточнить, когда они были написаны.
На выставке несколько портретов Наталии Нордман. Репин никого не писал так много, как ее. Вместе они прожили 15 лет, он создал около 20 только живописных ее портретов. На одном из них подпись: «1905 год Фазано». По поводу места написания картины есть серьезные сомнения. На портрете явно интерьер веранды усадебного дома в «Пенатах». На заднем плане за стеклом березы. Наконец, цветы на столе стоят в вазе работы Врубеля. Вряд ли Репин брал ее с собой в путешествие.
В свою очередь история создания картин Репина помогает установить происхождение самих вещей. Так, мавританский стул, изображенный на картине «Негритянка», написан Репиным в Париже во время пенсионерской поездки, а значит, был привезен им из Франции и бережно сохранялся на протяжении всей жизни художника. Из экспозиции «Пенатов» и знаменитое кресло с красной бархатной обивкой, которое изображено на многих репинских портретах.
Выставка «Репин. Детали» продлится в музее Академии художеств до 29 марта. Открытие после реставрация музея-усадьбы «Пенаты» планируется в 2026 году.
Возрастное ограничение 12+
Читайте также:
Айша, Микула и девушка в платке. В Петербурге открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин»
В музее «Стрит-арт хранение» открылась выставка «Артефакты»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7807) от 06.12.2024 под заголовком «Детали о многом говорят».
Комментарии