В Российском этнографическом музее работает выставка «Мужское и женское в одежде народов Евразии: игры культур»

На ней показано около 50 комплектов традиционной повседневной и праздничной одежды, а также костюмы для проведения обрядов и театральных представлений, созданные в XIX — начале ХХ века. Многие предметы впервые представлены широкой публике.

В Российском этнографическом музее работает выставка «Мужское и женское в одежде народов Евразии: игры культур» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В традиционных культурах женский костюм, особенно праздничный, всегда был богаче декорирован, чем мужской. Это хорошо видно, если сравнить верхнюю праздничную одежду крестьян Тульской губернии: женскую «коротейку» и мужской кафтан. Их часто шили из одного домотканого сукна и запахивали одинаково — справа налево. Но если кафтан отделан скромной бархатной зеленой обшивкой по вороту и карманам, то «коротейка» украшена разнообразными нашивками из разных тканей, от хлопчатобумажных до позумента, создающими своеобразный орнамент.

Впрочем, бывали исключения. Например, чувашский костюм жениха мог содержать бисерное оплечье, свойственное праздничному девичь­ему костюму. Свадебный платок — «сулах», который складывался по диагонали на плечах мужчины поверх оплечья, указывал назначение костюма. По контрасту с нарядом жениху полагалась нагайка, чтобы отгонять злых духов. Подобную историю сохранил и мордовский костюм жениха. Для свадебного обряда рубаха подпоясывалась поясом с кистями, напоминающим женские. К поясу жениха полагалась подвеска с гребнем, украшенным конскими головами — символами плодородия и благополучия.

Обрядовая культура святочных праздников представлена костюмами карелов и вепсов. Юноши надевали на лица маски из бумаги, приделывали шевелюры из кудели, чтобы походить на девушек. А те надевали штаны, закрывали лицо платком и надвигали на лоб меховые шапки, чтобы не быть узнанными. Во время подготовки святочных костюмов пересматривалось содержимое дедовских и бабушкиных сундуков, в ход шли старые шубы, дырявые кафтаны, изношенные сарафаны и другая одежда.

Отдельный раздел выставки пос­вящен народным театральным представлениям. Два костюма иллюстрируют персонажей «Шахских игр», которые разыгрывались в дагестанском селе Кубачи. Все роли, как в античном и средневековом театрах, исполняли мужчины. Игравший роль жены шаха надевал рубаху, шубку и головной убор кубачинки. Выступавший в роли шаха — штаны, бешмет (традиционный кафтан со стоячим воротником) и головной убор с металлической защитной сеткой, который мог надеваться задом наперед.

Также чисто мужским был каракалпакский народный театр маскарабозов, который существовал в селах, находившихся в устье Амударьи. Чтобы изобразить старуху как символ жадности, актер надевал на голову нелепый головной убор, «украшенный» двумя обглоданными косточками мелкого животного, и обматывал голову ярким платком.

Выставку завершают работы современного дизайнера Лики Саральп, созданные по мотивам черкесских костюмов из собрания РЭМ. Они показывают, как можно продолжать и развивать народные традиции.


#выставка #музей #этнографический музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7433) от 09.06.2023 под заголовком «Дизайн с косточкой».


Комментарии