В Российском этнографическом музее представили новую униформу для смотрителей
Ее создала петербургский дизайнер Ольга Гинзбург.

ФОТО предоставлено пресс-службой РЭМ
Ольга рассказала вашему корреспонденту, что, получив заказ, она и ее творческая команда изучили униформу других музеев. Оказалось, что редкие музеи одевают своих сотрудников в специально созданную форменную одежду. Еще реже руководство музеев обращается к дизайнерам.
В России, пожалуй, можно назвать лишь Третьяковскую галерею, где московский дизайнер Виктория Андреянова одела смотрителей в темно-синие жакеты. Они дополнены бледно-розовыми шелковыми шарфами с синим орнаментом, в основе которого — буква «Т» и ее вариации.
В Эрмитаже смотрители одеты в темно-зеленые жилеты и шарфы. На обоих предметах одежды вышит золотом логотип музея. В ГМЗ «Петергоф» — черные фирменные жилеты с вышитым логотипом музея. А вот блузки у всех разные, у многих они дополнены яркими платками, бижутерией.
В Русском музее униформы нет. Как пояснили в пресс-службе, когда‑то были форменные жилеты, но потом от них отказались.
Создание униформы для большого коллектива — дело затратное, ведь шить надо по индивидуальным меркам. Необходимо учитывать и такую проблему, как текучка кадров. Уволится сотрудник — и куда девать его униформу? Ведь тому, кто придет на его место, нужно шить заново.
В основе униформы, созданной для Российского этнографического музея, тоже жилеты, но не простые, а трансформирующиеся. Как объяснила дизайнер, они двухслойные. Летний вариант чуть длиннее. К нему пристегивается более теплая стеганая жилетка. Их можно носить вместе, можно по отдельности. Это удобно, ведь есть возможность менять комплект в зависимости от времени года, температуры воздуха, самочувствия.
Выбранный цвет — бордо — универсален, подходит женщинам и мужчинам любого возраста. Он красивый, глубокий, яркий, но не кричащий. На нем эффектно смотрится вышивка — орнаментальные мотивы, выполненные гладью и крестиком.
Новую форму получили также охранники музея — для них сшили черные рубашки с логотипом РЭМ.
Работа смотрителя кажется легкой — сиди себе на стуле целый день, да еще и среди красоты. Но это не так. Попробуйте просидеть восемь часов (в некоторых музеях и 10 – 12), не отвлекаясь ни на минуту. Нельзя пользоваться телефоном, нельзя читать, разговаривать с коллегами. Смотритель должен быть отчасти психологом — уметь делать замечания так, чтобы посетитель не обижался, находить общий язык с разными людьми. Также нужно хорошо знать музей, чтобы при необходимости сориентировать гостей. И, конечно, хорошо выглядеть — тоже почти обязанность. Ведь смотритель — «лицо» музея.
После презентации я прошлась по экспозиции, посмотрела временные выставки, при этом специально обращала внимание на смотрителей, уже одетых в новую форму. «Лица» у музея действительно красивые!
В социальных сетях РЭМ можно прочитать, что пишут посетители. Вот несколько цитат.
«Была в музее дважды в прошлом году. Смотрители просто восхитили меня. Подсказывают что посмотреть, проводят в нужный зал. А в зале русского костюма очень милая женщина даже показала мне фотографии экспонатов из особой кладовой. В следующий раз обязательно схожу туда».
«Ваши смотрители… не просто сидят и следят за порядком, а находятся в диалоге с посетителями».
«Таких тактичных, душевных и профессиональных смотрителей — днем с огнем…»
Елена Лавина, руководитель отдела внешних связей РЭМ, сообщила, что в ближайшее время в социальных сетях музея появится серия публикаций, в которых смотрители будут рассказывать о своей работе.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7356) от 14.02.2023 под заголовком «Смотрители в бордо».
Комментарии