В РОСФОТО открылась выставка Валерия Дегтярева

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка Валерия Дегтярева. Старейший фотохудожник Петербурга назвал ее «Умышленный город» и посвятил 200-летию со дня рождения Федора Достоевского.

В РОСФОТО открылась выставка Валерия Дегтярева | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Биография Дегтярева и обычна, и непредсказуема. В двадцать восемь лет, поработав после срочной службы на флоте наладчиком электровакуумного оборудования на заводе «Светлана», он нанимается фотолаборантом на другое предприятие. Вскоре вступает в известный в то время фотоклуб при Выборгском дворце культуры. И сразу заявляет о себе как фотохудожник, которого интересует образ, а не удачно пойманный документальный кадр. Много позже Дегтярев заметил, что снимок – это заготовка. Фотография получается только в лаборатории при печати.

В его биографии был труд матросом-рыбообработчиком на рефрижераторном флоте с целью создать серию фотографий «Серебро Балтики», проект «Вечный огонь памяти» – снимки людей, приезжавших на Пискаревское кладбище почтить родственников, которые умерли в блокаду...

Потом Дегтярев долго служил фотографом на телевизионном заводе имени Козицкого и в петербургском отделении клиники «Микрохирургия глаза». Последние сорок лет снимает Петербург, тщательно избегая парадных открыточных видов. Его любимым местом стала Коломна, которую он изучает и фотографирует почти сорок лет, двор за двором: «Хожу по Коломне, отпечатываю фотографиями свой путь... Меня даже голуби узнают», – пишет Дегтярев в предисловии к выставке. Так появились серии «Старый город», «Субъективный Петербург», «Умышленный город», которые стали основой нынешнего проекта.

Фотохудожник не скрывает, что его взгляд субъективен, он пытается «найти код Достоевского». А эпиграфом к выставке стало четверостишие из другого классика – Арсения Тарковского: «Все, что мило, зримо, живо, / Повторяет свой полет, / Если ангел объектива / Под крыло твой мир берет».

Петербург Дегятрева сумрачен, но не фатально трагичен, легко читаем и загадочен. Умышленность высоких брандмауэров, дворов-колодцев, заваленных снегом, спорит со случайностями. Прохожим, вошедшим под бетонную арку («Проходной двор») и попавшим в кадр. Голубем, залетевшим туда же («Голубка»). Маленьким мальчиком, идущим знакомиться со старым «Москвичом» («Будни»). Велосипедным ободом, невесть откуда закатившимся в подворотню («Конец пути»).

И только потрепанные жизнью коломенские старики, которые прячутся от внезапно хлынувшего дождя или вписывают свой силуэт в железные резные ворота, настаивают: мы находимся в Петербурге автора «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых».

#музей #фотография #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (6874) от 03.03.2021 под заголовком ««Хожу по Коломне...»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?