В РОСФОТО открылась выставка «Град Петров»
В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Град Петров», которая представляет 150 фотографий и около 100 произведений печатной графики — литографий и открыток, созданных в начале XX века.
Николай Набоков. «Летний сад при Петре Великом». / РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА
В проекте, который посвящен 350‑летию со дня рождения основателя Петербурга, участвуют десять ведущих музеев, архивов и библиотек, а также частные коллекционеры. Треть выставки размещена в новых, недавно отреставрированных помещениях РОСФОТО, отмечающего в этом году свое двадцатилетие.
Богатство представленного материала позволяет любому посетителю выбрать свой собственный путь знакомства с выставкой. Одному интереснее всего увидеть парадный Петербург, запечатленный фотографами Серебряного века русской культуры. Другому важно найти редкий снимок не сохранившихся зданий, особенно деревянных. Войны и революции их не щадили, да и время брало свое. Третьему любопытно ознакомиться со старыми открытками, которые в начале ХХ века издавались тысячами наименований. Четвертому — поискать на фотографиях и рисунках свой дом… Может быть, повезет.
Смысловым и хронологическим началом выставки является 1902 год, когда журнал «Мир искусства» в номере, посвященном предстоящему 200‑летию российской столицы, опубликовал статью Александра Бенуа «Живописный Петербург». Она вызвала большой резонанс. Процитирую ее финальные фразы, не утратившие актуальность и через 120 лет: «Хотелось бы, чтоб художники полюбили Петербург и, освятив, выдвинув его красоту, тем самым спасли его от погибели, остановили варварское искажение его, оградили бы его красоту от посягательства грубых невежд, обращающихся с ним с таким невероятным пренебрежением, скорее всего, потому только, что не находится протестующего голоса, голоса защиты, голоса восторга». Кстати, в этом номере были опубликованы 50 фотографий с видами Петербурга.
Что касается голоса защиты, то в 1907 году архитекторами и художниками была создана Комиссия по изучению и описанию памятников Старого Петербурга. А что до голоса восторгов, то выставка «Град Петров» — наглядная их иллюстрация. В 1903 году такая серьезная организация, как Экспедиция заготовления государственных бумаг, выпускает серию из 12 открыток «Постройки при Петре Великом», созданную по эскизам архитектора Николая Набокова. На выставке были представлены «Летний сад» и «Адмиралтейство». В том же году издательство Общины Св. Евгении, которое специализировалось на открытках, выпускавшихся с благотворительными целями, издает «Кухню Летнего дворца Петра I» и «Екатерингофский дворец». Снимки сделаны неизвестным фотографом: правило публиковать имена авторов появится позже.
Среди книжных изданий, представленных на выставке, почетное место занимает «Каталог 1‑й Всероссийской выставки художественно-архитектурных фотографий…». Она состоялась в 1911 году под эгидой IV съезда русских зодчих, организатором был Николай Матвеев, сотрудник Академии художеств, показавший снимки профессионалов и увлеченных любителей.
В фокусе фотографической части проекта «Град Петров» три имени. Кроме Матвеева это математик Павел Радецкий и придворный фотограф Карл Кубеш. Назову несколько снимков, запечатлевших здания, не дошедшие до наших дней: «Сальный буян на реке Пряжке», «Дом Писарева на Петербургской набережной, 20», «Сад усадьбы Якоба Вольфа». На здании торговых складов, располагавшихся на Калашниковской набережной, красуется вывеска: «Бесплатная городская читальня в память Н. А. Некрасова». Дом № 7 – 9 по Невскому проспекту, предшественник нынешнего дома Вавельберга, привлекал внимание нескольких фотографов. Лучший снимок сделал Кубеш.
В графической части выставки представлены три серии, созданные в начале 1920‑х годов: «Петербург в двадцать первом» Мстислава Добужинского, «Петербург» Анны Остроумовой-Лебедевой и «Старый Петербург» Ивана Ваулина. Они честно показывали город замерзающий и величественный, ветхий и обаятельный. «Нева ранним утром» и «Постройка Дворцового моста» Остроумовой-Лебедевой — гимн великому городу. Мост был открыт еще в 1916 году, но для художницы важно было показать энергию, устремленную в будущее.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7312) от 06.12.2022 под заголовком «Красуйся, град Петров».
Комментарии