В РОСФОТО открылась выставка фотографий Петербурга Ильи Наровлянского

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка фотографий Ильи Наровлянского (1921 – 2000), который, прожив большую часть жизни в Ленинграде, всегда говорил, что снимает Петербург. 120 авторских отпечатков собраны из четырех частных коллекций.

В РОСФОТО открылась выставка фотографий Петербурга Ильи Наровлянского | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Он давно стал классиком фотографии. Его сделали таковым два снимка. Первый — фотография «Белая ночь» (1958 г.) с Дворцовым мостом, между разведенными пролетами которого видны стройный силуэт Петропавловского собора и небольшой буксир (на снимке сверху). Этот сюжет позже повторяли множест­во раз. Наровлянский был первым, кто увидел эту гармонию города и воды, творений природы и человека. Второй снимок — «Белые ночи» (1966 г.): хоровод девушек в белых платьях на Дворцовой набережной напротив Стрелки (на снимке внизу). «Алые паруса» еще не придумали, это трогательный прообраз праздника выпускников школ.

В короткой автобиографии фотограф с уместным пафосом скажет и об этом: «Я родился в 1921 году, помню гигантское наводнение в 1924 году… помню времена нэпа — изобилующий ­снедью рынок на Сенной площади, экипажи, запряженные лошадьми, бегущие по деревянным, брусчатым мостовым Невского и Вознесенского проспектов. Помню Ленинград в блокаде, как 9 августа тяжелейшего 1942 года в Большом зале Филармонии Ленинградский симфонический оркестр исполнил Седьмую симфонию Дмитрия ­Шостаковича.

Особенно привлекательно для меня время белых ночей… уделяю особое внимание выбору точек фотосъемки, наиболее ярко раскрывающих дух и выражающих глубокую пристойность Города».

По словам Игоря Лебедева, куратора выставки, Наровлянский стал первым в послевоенном Ленинграде фотохудожником. Работая фотокорреспондентом в ТАСС, он мог одним кадром рассказать историю, точно передать «оттепельное» время 1950-х – 1960‑х годов, в котором жили его персонажи. Участники первомайской ­демонстрации несут плакат «Коммунизм победит!». Лихой докер позирует в самодельной панаме, переделанной из фетровой шляпы. Идеально выстроен снимок «Домино», изображающий рабочих в обеденный перерыв. Главное место на большом столе занимают детали сложной формы, которые они выточили. На краю стола — поле для «костяшек», окруженное серьезными сосредоточенными игроками. Воспитанники детского сада, гуляющие по Стрелке, сопровождают взглядами «Ракету» на подводных крыльях. Тогда это была техническая новинка.

Наровлянский2_Пр.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Фотография «У Академии художеств» — целый роман. Счастливая и поругавшаяся пары, бабушка с внучкой, одинокая туристка.

Наровлянский виртуозно заснял набережные канала Грибоедова в утреннем тумане, конную повозку на булыжной мостовой у Львиного моста, рыбаков на берегу Фонтанки.

В 1966 году вышел альбом ­«Поэма о дереве», посвященный русскому деревянному зодчеству. Это была первая книга, полностью проиллюстрированная фотографиями Наровлянского. На выставке о ней напоминает снимок «Кижи», сделанный позже. Важно, что мастер уходит от банальных открыточных видов, показывая силуэт девушки, сидящей на широкой деревянной лавке в бревенчатом доме.

С «Поэмы» началась главная часть творческой жизни Наровлянского, он 20 лет делал снимки для художественных издательств, фотографировал для открыток, которые выходили огромными тиражами. Некоторые книги и открытки представлены на выставке. Итоговый альбом мастера «Петербург в фотографиях Ильи Наровлянского» вышел в 1993 году и давно стал библиографической редкостью. У посетителей выставки, которая открыта по 22 мая, есть хорошая возможность увидеть вошедшие в него снимки в авторском исполнении.


#выставка #фотография #фотовыставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7154) от 20.04.2022 под заголовком «Ленинградец, снимавший Петербург».


Комментарии