В РОСФОТО открылась выставка фотографий Петербурга Ильи Наровлянского
В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка фотографий Ильи Наровлянского (1921 – 2000), который, прожив большую часть жизни в Ленинграде, всегда говорил, что снимает Петербург. 120 авторских отпечатков собраны из четырех частных коллекций.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Он давно стал классиком фотографии. Его сделали таковым два снимка. Первый — фотография «Белая ночь» (1958 г.) с Дворцовым мостом, между разведенными пролетами которого видны стройный силуэт Петропавловского собора и небольшой буксир (на снимке сверху). Этот сюжет позже повторяли множество раз. Наровлянский был первым, кто увидел эту гармонию города и воды, творений природы и человека. Второй снимок — «Белые ночи» (1966 г.): хоровод девушек в белых платьях на Дворцовой набережной напротив Стрелки (на снимке внизу). «Алые паруса» еще не придумали, это трогательный прообраз праздника выпускников школ.
В короткой автобиографии фотограф с уместным пафосом скажет и об этом: «Я родился в 1921 году, помню гигантское наводнение в 1924 году… помню времена нэпа — изобилующий снедью рынок на Сенной площади, экипажи, запряженные лошадьми, бегущие по деревянным, брусчатым мостовым Невского и Вознесенского проспектов. Помню Ленинград в блокаде, как 9 августа тяжелейшего 1942 года в Большом зале Филармонии Ленинградский симфонический оркестр исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича.
Особенно привлекательно для меня время белых ночей… уделяю особое внимание выбору точек фотосъемки, наиболее ярко раскрывающих дух и выражающих глубокую пристойность Города».
По словам Игоря Лебедева, куратора выставки, Наровлянский стал первым в послевоенном Ленинграде фотохудожником. Работая фотокорреспондентом в ТАСС, он мог одним кадром рассказать историю, точно передать «оттепельное» время 1950-х – 1960‑х годов, в котором жили его персонажи. Участники первомайской демонстрации несут плакат «Коммунизм победит!». Лихой докер позирует в самодельной панаме, переделанной из фетровой шляпы. Идеально выстроен снимок «Домино», изображающий рабочих в обеденный перерыв. Главное место на большом столе занимают детали сложной формы, которые они выточили. На краю стола — поле для «костяшек», окруженное серьезными сосредоточенными игроками. Воспитанники детского сада, гуляющие по Стрелке, сопровождают взглядами «Ракету» на подводных крыльях. Тогда это была техническая новинка.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Фотография «У Академии художеств» — целый роман. Счастливая и поругавшаяся пары, бабушка с внучкой, одинокая туристка.
Наровлянский виртуозно заснял набережные канала Грибоедова в утреннем тумане, конную повозку на булыжной мостовой у Львиного моста, рыбаков на берегу Фонтанки.
В 1966 году вышел альбом «Поэма о дереве», посвященный русскому деревянному зодчеству. Это была первая книга, полностью проиллюстрированная фотографиями Наровлянского. На выставке о ней напоминает снимок «Кижи», сделанный позже. Важно, что мастер уходит от банальных открыточных видов, показывая силуэт девушки, сидящей на широкой деревянной лавке в бревенчатом доме.
С «Поэмы» началась главная часть творческой жизни Наровлянского, он 20 лет делал снимки для художественных издательств, фотографировал для открыток, которые выходили огромными тиражами. Некоторые книги и открытки представлены на выставке. Итоговый альбом мастера «Петербург в фотографиях Ильи Наровлянского» вышел в 1993 году и давно стал библиографической редкостью. У посетителей выставки, которая открыта по 22 мая, есть хорошая возможность увидеть вошедшие в него снимки в авторском исполнении.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7154) от 20.04.2022 под заголовком «Ленинградец, снимавший Петербург».
Комментарии