В РНБ рассказали, как в мире боролись с чумой и холерой
Несмотря на свой академизм и здоровый консерватизм, Российская национальная библиотека на этот раз решила отозваться, что называется, на потребу дня. Журналистам представили редкие издания XVIII - XX веков, рассказывающие об истории борьбы с эпидемиями в мире, в России и в Петербурге.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Исторические источники свидетельствуют: в 1770 году Россия столкнулась с чумой, а в 1830 году - с холерой. Обе напасти пришли с южных границ и принесли не только массовую гибель людей, но и социальные потрясения.
Холера сначала добралась до Москвы. Болезнь была новой, неизвестной, с ней не умели бороться. Поэтому, когда в 1831 году она нагрянула и в Петербург, то унесла жизни не только простого люда, но и представителей высшего света. Кстати, из-за карантина, объявленного в связи с холерной эпидемией, Пушкин не смог выехать из Болдина. Можно сказать, благодаря этому печальному событию состоялась его знаменитая «Болдинская осень»...
В коллекции РНБ есть сборник документов, в котором отражены все правительственные меры по борьбе с холерой. Главным было донести до людей правила поведения и предостеречь их от паники, что не всегда удавалось. Как известно, в столице тогда случились знаменитые холерные бунты.
- Тогдашняя эпидемия коснулась и нашей библиотеки: в 1831 году ее закрыли на пять месяцев как публичное место: подобного прецедента в ее истории не было ни до, ни после. Три-четыре раза в день все помещения окуривали уксусом, настоянным на можжевеловых ягодах, - рассказала заведующая информационно-библиографическим отделом РНБ Надежда Веденяпина.

Вообще эпидемии в Россию приходили главным образом извне: природных очагов внутри страны не было со времен Древней Руси. Чаще всего подобные беды шли из Азии. Парадоксально, но открытость страны миру делала ее весьма уязвимой.
- В Новгород и Псков еще в XII веке торговыми путями из Европы пришла болезнь, которую в летописях называли «моровой заразительной язвой». Ученые выяснили, что речь, скорее всего, шла о чуме, - пояснила главный библиограф Марина Дымова.
В Европе чума приносила гораздо большее опустошение - благодаря скученности населения в городах и крайней антисанитарии. России было чем защититься: природными просторами, морозным климатом. К тому же у нас в Средние века было принято ходить в баню в отличие от Европы, где в то время омовение своего тела водой считалось чем-то неприличным...
- Возможно ли практическое использование знаний прошлого? - размышляет Дымова. - Если черпать знания о борьбе с эпидемиями давних лет, можно обратиться к статистике земских медицинских учреждений второй половины XIX века. Все данные оттуда стекались в Петербург, здесь делали сводки, чтобы понимать, где появляются очаги эпидемий и как с ними бороться.
Кстати, в РНБ также начала работу выставка «Карты катастроф». Здесь можно узнать о том, в каких частях света в разные времена происходили самые страшные землетрясения, наводнения, эпидемии, пожары...
На карте французского Прованса из атласа известного немецкого картографа Маттеуса Сойтера - картина распространения «великой марсельской чумы» 1720 года, в результате которой погибли около ста тысяч человек только в одном Провансе. Вот карта наводнения, случившегося в Голландии в рождественскую ночь 1717 года. Интересны и современные материалы: карта заболеваемости населения Ленинградской области, медико-географический атлас Красноярского края 1970 года.
Что же касается пресловутого коронавируса, то он был открыт еще в 1960-х годах - об этом напомнила доктор медицинских наук Елена Эсауленко, заведующая кафедрой инфекционных болезней взрослых и эмидемиологии в Педиатрическом институте. Но, как известно, вирусы имеют свойство мутировать... В нынешнем столетии это уже третья вспышка этого заболевания в мире.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6619) от 06.02.2020 под заголовком «Зачем Публичку окуривали уксусом».
Материалы рубрики
Произведения Николая Рериха представили в Краснодаре
В Театральной библиотеке обнаружили артефакты 1914 года
В ГМЗ «Павловск» представили выставку о внуке Николая I
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии