В РНБ пришел первый с начала пандемии груз из Книжной палаты

В Российскую национальную библиотеку пришел первый после начала пандемии груз с обязательными экземплярами из московской Книжной палаты. С конца марта их в Публичку не доставляли: и палата не работала, и библиотека была на карантине. Для сотрудников подобная ситуация очень тревожная: такого не случалось даже в лихие 1990-е годы, когда бывали перебои с доставкой книг.

В РНБ пришел первый с начала пандемии груз из Книжной палаты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Длительный перерыв в доставке обязательного экземпляра последний раз произошел во время блокады. Тогда связь с Большой землей оборвалась в конце лета 1941 года, и первое поступление из столицы пришло только в ноябре 1943 года.

– Вообще обязательными экземплярами Императорская Публичная библиотека обеспечена уже больше двухсот лет, с 1810 года. А сегодняшняя система осталась нам в наследство от советского времени и по сей день работает эффективно, – пояснила заведующая отделом комплектования Татьяна Петрусенко.

Контейнеры из Российской книжной палаты обычно приходят в РНБ раз в неделю по вторникам. В каждом – от пяти до семи тысяч изданий. Книги, газеты, журналы, мелкая продукция... И ныне традиция не была нарушена.

В новом здании библиотеки, куда обязательные экземпляры поступают с ноября прошлого года (до этого они приходили в главное здание на площади Островского), со стороны Варшавской улицы есть специальный шлюз – подобный тем, что можно увидеть в логистических терминалах. В назначенное время подъехал небольшой фургончик, доверху наполненный перевязанными в стопки книгами, газетами и журналами. Как раз теми, что вышли в период пандемии. Нет сомнения, эта периодика покажется будущим историкам особенно интересной.

– Федеральный обязательный экземпляр составляет 92% всех поступлений в РНБ. Это порядка 260 – 280 тысяч изданий в год. Остальное – это главным образом дары: от частных лиц, музеев, консульств, политических партий, – рассказала Петрусенко.

Кстати, по словам сотрудников библиотеки, один из депутатов Государственной думы особенно печется о том, чтобы любое его печатное слово оказалось на полках Публички. Речь о Владимире Жириновском...

Каждое издательство обязано отправить полтора десятка образцов своей продукции в Российскую книжную палату. Так по закону: сегодня действует уже одиннадцатая его редакция. Последние изменения, принятые в июне, связаны с пандемией: они дают издателям некоторую поблажку — разрешают им доставлять обязательный экземпляр в Российскую книжную палату не тотчас, а с некоторым опозданием.

Из Книжной палаты продукция распределяется по всей стране. Правда, достаточно неравномерно. Больше всего – в учреждения Москвы. В Петербурге – в РНБ и Библиотеку Академии наук. Кроме того, обязательные экземпляры поступают в Российской Федерации еще в два города – Хабаровск и Новосибирск.

– Увы, нельзя сказать, что у нас есть абсолютно все, что печатается в стране, поскольку не все издатели выполняют закон, а рычагов к принуждению практически нет. Мы пытаемся увещевать: мол, если выпущенная вами книга не окажется в РНБ, то со временем ее просто не останется в национальной памяти и большинство людей о ней просто никогда не узнают. Представьте себе, такие увещевания нередко приводят к должным результатам, – говорит Татьяна Петрусенко.

Обязательный2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Хуже всего – с поступлениями дорогих подарочных изданий: издатели хотят максимально отбить свои расходы, а от них требуют полтора десятка экземпляров отдать бесплатно... Беда с отечественными книгами, выпущенными на зарубежной полиграфической базе (в Финляндии, Венгрии, странах Балтии). Плохо поступает в РНБ так называемая серая литература – малотиражные научные издания, которые выпускают различные учреждения.

В Публичке обязательный экземпляр проходит через технологическую цепочку: на него ставят штамп, шифр, дают подробное описание, заносят в автоматизированную базу данных...

– Чем более подробным будет описание, тем больше шансов, что читатель найдет в электронном каталоге именно то, что ему нужно, – пояснила заведующая сектором отечественного комплектования Ирина Кирьянова.

По старинке каждая книга дублируется бумажной карточкой в служебном каталоге: этот «инструмент» библиотечной работы может показаться архаичным, но он очень надежен.

К каждому изданию, присланному из Российской книжной палаты, прилагается документ строгой отчетности – лист государственной регистрации. Он сдается в архив и хранится там вечно.

Газеты, которые прибыли из Москвы, сразу же отправляют в здание РНБ на набережной реки Фонтанки. Кстати, любопытная деталь: обязательные экземпляры «Санкт-Петербургских ведомостей» сначала уходят в Книжную палату в Москву, а затем уже оттуда возвращаются в нашу Северную столицу. Тогда откуда же, спросит пытливый читатель, в газетном зале Публички свежие газеты? Их библиотека получает по подписке.

Обязательный экземпляр газеты уходит в основной фонд и является неприкасаемым, а «подписной» остается в подсобном и выдается на руки читателям. Можете проверить – газеты действительно зачитаны...

#РНБ #библиотека #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117(6715) от 09.07.2020 под заголовком «Печать времен пандемии».


Комментарии